Задачи и содержание сенсорного воспитания детей дошкольного возраста

Целью I этапа является Привлечение внимания детей к тому сенсорному признаку, который должен быть освоен. Для этого воспитатель предлагает детям что-нибудь нарисовать, слепить, построить, сделать какой-то предмет, который должен быть похожим на образец или удовлетворять определенным требованиям. Если дети не имеют достаточного сенсорного опыта, они начинают выполнять задание, не проанализировав образец, не отобрав нужный материал. В результате рисунок или постройка оказываются непохожими. Неумение достигнуть результата в деятельности ставит ребенка перед необходимостью познания, выделения особенностей предметов, материала. Взрослый помогает детям увидеть, выделить, осознать то свойство, которое должно быть учтено в деятельности. Этот момент является исходным для обучения детей способам выделения свойств, особенностей предметов.

Содержание

Сенсорное воспитание детей дошкольного возраста

Задачи сенсорного воспитания детей дошкольного возраста. Формирование у детей системы перцептивных (обследовательских) действий; Формирование у детей системы сенсорных эталонов; Формирование у детей умения самостоятельно применять систему перцептивных действий и систему сенсорных эталонов: в практической и познавательной деятельности.

Задачи сенсорного воспитания детей дошкольного возраста

Значение сенсорного воспитания хорошо понимали видные представители дошкольной педагогики: Ф. Фребель, М. Монтессори, О. Декроли, Е. И.Тихеева и другие. Для детей создавались разнообразные игры и упражнения, направленные на совершенствование зрения, слуха, осязания. Среди них было немало удачных находок, но их авторы не знали подлинных закономерностей развития восприятия у детей и поэтому не смогли разработать содержание и методы сенсорного воспитания, соответствующие этим закономерностям. Были созданы системы, в основу которых положены современные педагогические и психологические знания о сенсорном воспитании и развитие ребенка, о месте дидактических игр и упражнений в общем процессе сенсорного воспитания. Применение системы будет успешно только в том случае, если воспитатель достаточно глубоко усвоит принципы подбора и усложнения заданий, поймет особенности их связи друг с другом. Для этого необходимо познакомиться с основными положениями теории сенсорного воспитания дошкольников, разработанной советскими учеными, и с тем, как эта теория, была использована при подборе, разработке и систематизации игр и упражнений.

Сенсорное воспитание и развитие детей дошкольного возраста

Ребенок в жизни сталкивается с многообразием форм, красок и др. св-в предметов, в частности игрушек и предметов домашнего обихода. Он знакомится и с произведениями искусства – музыкой, живописью, скульптурой. Малыша окружает природа со всеми ее сенсорными признаками – многоцветьем, запахами, шумами. И конечно, каждый ребенок, даже без целенаправленного воспитания, так или иначе, воспринимает все это. Но если усвоение происходит стихийно, без разумного пед. руководства взрослых, оно нередко оказывается поверхностным, неполноценным. А ведь ощущения и восприятие поддаются развитию, совершенствованию, особенно в период дошкольного детства. Здесь-то и приходит на помощь сенсорное воспитание – последовательное планомерное ознакомление ребенка с сенсорной культурой человечества.Сенсорное воспитание – целенаправленные пед. воздействия, обеспечивающие формирование чувственного опыта и совершенствование ощущений и восприятия.

Интересно почитать:  Как в мобильном банке узнать задолжноти по епд

Задачи сенсорного воспитания детей

В программе “Истоки” (Л. А. Парамонова, А. Н. Давидчук, С. Л. Новоселова, К. В. Тарасова, Л. Ф. Обухова, Т. И. Алиева) среди задач развития ребенка в деятельности представлена и линия познавательного развития. В этой сфере в каждом возрасте представлены содержание и условия педагогической работы, конкретизируются ее особенности, приводятся показатели развития детей данного возраста в рассматриваемой сфере. Авторы программы рассматривают сенсорное развитие в динамике, выделяя важные для определенного периода задачи и направления работы. В раннем возрасте сенсорное развитие направлено на освоение основ сенсорной культуры (развитие элементарных представлений о величине, форме, цвете) и познание окружающего мира. В младшем дошкольном возрасте посредством представлений о природе и человеке познается окружающий мир (обогащаются представления о связях между природными явлениями, обнаруживаются их отличия и общие черты, изучаются свойства природных объектов); культура быта (развиваются представления об устройстве человеческого жилья и предметах домашнего обихода, устанавливаются причинно-следственные связи между назначениями предмета его строением и материалом, из которого он изготовлен и т. п.); конструирование (учат различению цвета, формы, развивают сенсорно-аналитическую деятельность при восприятии объекта). В старшем дошкольном возрасте сенсорное воспитание осуществляется как через уже названные блоки при их расширении и углублении их содержания, так и через введение новых, например “Природа и человек” и др [5, с. 88-91].

Сенсорное воспитание детей дошкольного возраста

Развернутая система сенсорного воспитания являлась основной частью и дошкольной дидактики М. Монтессори. Наблюдение среды, окружающих предметов, рисование, лепка, специальные игры — все было подчинено одной цели: развитию органов чувств. По мнению М. Монтессори, воспитание чувств состоит именно в повторении упражнений; цель их не в том, чтобы ребенок знал цвет, форму и разнообразные качества предметов, а в том, чтобы он утончал свои чувства, упражняя их вниманием, сравнением и суждением.

Задачи и содержание сенсорного воспитания детей дошкольного возраста

Вовлечение ребёнка в различные виды деятельности является одним из условий сенсорного воспитания. Именно в условиях содержательной результативной деятельности возможно организовать восприятие свойств предметов, их особенностей, формировать представления о них.

Сенсорное воспитание Детей ДошколЬного возраста

В процессе Конструирования к умственной деятельности ребенка предъявляются специфические требования: целенаправленно воспринимать предмет, видеть его частя, их соотношения, умение зрительно расчленять предмет на отдельные элемента и соотносить их с имеющимися деталями, планировать деятельность и т. д. Конструирование способствует формированию более точных, конкретных представлений о предмете, развивает умение видеть общее и своеобразное в целой группе предметов.

Интересно почитать:  Что делать если судебные приставы наложили арест на имущество совместно проживающих в доме

Задачи умственного воспитания дошкольников

Экологическое образование дошкольников рассматривается в нескольких аспектах: как процесс обучения, воспитания, развития личности, накопления опыта, ценностных ориентаций, поведенческих норм и специальных знаний, которые применяются в экологически грамотной деятельности и поведении в природе; как наука, изучающая закономерности экологического развития детей дошкольного возраста средствами природы в педагогическом процессе детского сада; как приобщение дошкольников к экологической культуре, в процессе которого происходит экологическое развитие ребенка.

Задачи и содержание сенсорного воспитания детей дошкольного возраста

В первые годы жизни у детей формируются предпосылки сенсорных эталонов. Со второй половины первого года до начала третьего года формируются так называемые сенсомоторные предэталоны. В этот период жизни малыш отображает отдельные свойства предметов, которые имеют существенное значение для его движений.

Сенсорное воспитание дошкольников сущность, задачи, содержание, методика

Основным условием правильного воспитание ребенка раннего возраста является обеспечение достаточного разнообразия внешних воздействий, организация зрительного и слухового мира, в котором существует младенец (Л.А. Венгер, Ш.А. Абдуллаева, Э.Г. Пилюгига, Н.П. Сакулина и др.). Для выполнения этого условия необходимо: соответ­ствующее оборудование помещения и особенно окружающего ребенка пространства, постоянное общение взрослого с ребенком, систематическое проведение специальных занятий.

Содержание сенсорного воспитания детей раннего дошкольного возраста

Сенсорное воспитание, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т.е. от того, насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее. Ребенок на каждом возрастном этапе оказывается наиболее чувствительным к тем или иным воздействиям. В этой связи каждая возрастная ступень становится благоприятной для дальнейшего нервно-психического развития и всестороннего воспитания дошкольника.

Организация сенсорного воспитания с детьми младшего дошкольного возраста в процессе игр с природным материалом

Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также о запахе, вкусе и прочих внешних свойствах предметов. Установлено, что большинство человеческих способностей имеет ярко выраженную сенсорную основу (например, в деятельности музыканта, врача, механика особую роль играет точное восприятие и различение звуков по длительности, высоте, тембру, силе и т. д.).

Сенсорное воспитание детей дошкольного возраста

Обследование — это специально организованное восприятие предметов для последующего использования его результатов в той или иной содержательной деятельности. В процессе обследования дети учатся выделять и различать величину, форму, пространственные отношения, цвет, особенности звуков человеческой речи и музыкальных звуков.

Консультация для родителей: Сенсорное воспитание детей старшего дошкольного возраста

Отражение в сознании человека предметов и явлений в совокупности их свойств и частей при их непосредственном воздействии на органы чувств называется восприятием (перцепцией). В ходе восприятия происходит упорядочение и объединение отдельных ощущений в целостные образы вещей и событий. Восприятие связано с осознанием, пониманием, осмыслением предметов и явлений, с соотнесением их к определённой категории по соответствующим признакам.

Сенсорное воспитание дошкольников (стр

Ссылка на основную публикацию