Административная ответственность за нарушение трудового законодательства

Содержание

Административная ответственность за нарушение трудового законодательства и норм трудового права

по результатам всех проведенных органами Федеральной инспекции труда РФ проверок в судебные органы было направлено протоколов для привлечения к ответственности в виде дисквалификации лиц, виновных в нарушении трудового законодательства. По результатам рассмотрения судами было принято решения о дисквалификации виновных должностных лиц.

Кроме того, должностным лицам (государственным инспекторам труда) Федеральной инспекции труда РФ предоставлено также право возбуждать дело об отдельных административных правонарушениях (ст. 28.3 КоАП РФ), рассмотрение которых РФ возложено на суд (ст. 23.1 КоАП РФ).

Ужесточение ответственности работодателя за нарушение трудового законодательства

влечет штраф на должностных лиц, индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, являющихся субъектами малого или среднего предпринимательства или некоммерческими организациями, — в размере от пятнадцати до двадцати, на юридических лиц, являющихся субъектами крупного предпринимательства, — в размере от двадцати пяти до тридцати месячных расчетных показателей.

влечет штраф на должностных лиц, индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, являющихся субъектами малого или среднего предпринимательства или некоммерческими организациями, в размере от пяти до десяти, на юридических лиц, являющихся субъектами крупного предпринимательства, — в размере от двадцати до двадцати пяти месячных расчетных показателей.

Вход для клиентов

В отличие от материальной ответственности, административную может нести не только вся организация в целом, но и ее руководитель. При этом назначение административного наказания юридическому лицу не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение виновное физическое лицо, равно как и привлечение к административной или уголовной ответственности физического лица не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение юридическое лицо (ст. 2.1 КоАП РФ).

Обязанность работодателя возместить ущерб возникает в случаях, когда ущерб нанесен имуществу работника в процессе трудовой деятельности или в связи с выполнением трудовой функции. Следует учитывать, что ответственность работодателя за ущерб наступает при доказанности наличия условий, предусмотренных ст. 233 ТК РФ: каждая из сторон трудового договора обязана доказать размер причиненного ей ущерба, – то есть при причинении имуществу работника ущерба доказать его размер должен сам работник.

Виды ответственности за нарушение правил и норм охраны труда

3. Материальная ответственность.Работник может быть привлечен к материальной ответственности, если по его вине предприятие (учреждение) понесло материальный ущерб (ст. 400 ТК). При определении размера ущерба учитывается только прямой действительный ущерб, неполученные доходы не учитываются. Работник, причинивший ущерб, может добровольно возместить его полностью или частично. С согласия нанимателя он имеет право передавать для возмещения ущерба равноценное имущество или исправить поврежденное.

1. Дисциплинарная ответственностьнаступает в случаях нарушения трудового распорядка, правил и норм по охране труда. В соответствии с действующим трудовым законодательством за нарушение трудовой дисциплины, в том числе норм по охране труда, наниматель может применять следующие дисциплинарные взыскания (ст. 198— 204 ТК РБ): замечание, выговор, строгий выговор, увольнение.

АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЯ ТРУДОВОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

Протокол об административном правонарушении подписывается должностным лицом инспекции труда, его составившим, физическим лицом или законным представителем юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении. В случае отказа указанных лиц от подписания протокола в нем делается соответствующая запись. Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также потерпевшему по их просьбе вручается под расписку копия протокола об административном правонарушении (ст. 28.2 КоАП РФ).

Согласно ст. 3.12 КоАП РФ судья на основании ходатайства лица, осуществляющего предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, или юридического лица досрочно прекращает исполнение административного наказания в виде административного приостановления деятельности, если будет установлено, что устранены обстоятельства, указанные в ч. 1 настоящей статьи, послужившие основанием для назначения данного административного наказания.

Ответственность работодателя за нарушение законодательства о труде

Норма статьи 13.11 КоАП РФ предусматривает ответственность в виде предупреждения или наложения административного штрафа на граждан в размере от трех до пяти минимальных размеров оплаты труда; на должностных лиц — от пяти до десяти минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц — от пятидесяти до ста минимальных размеров оплаты труда за нарушение установленного порядка сбора, хранения, использования или распространения информации о гражданах (персональных данных).

— необоснованный отказ в приеме на работу или необоснованное увольнение беременной женщины или женщины, имеющей детей в возрасте до 3 лет, по этим мотивам. Наказание предусмотрено статьей 145 УК РФ в виде штрафа в размере до 200 тысяч рублей или в размере заработной платы или другого дохода осужденного, за период до 18 месяцев либо обязательных работ на срок от 120 до 180 часов;

Ответственность за нарушение трудового законодательства и законодательства об охране труда с

  1. с вредными и (или) опасными условиями труда;
  2. выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением.

Правила обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты утверждены Приказом Минздравсоцразвития РФ от 01.06.2021 № 290н.

Нарушение порядка проведения специальной оценки условий труда на рабочих местах или ее непроведение. Напомним, что с 01.01.2021 бюджетные учреждения вместо аттестации рабочих мест по условиям труда обязаны проводить специальную оценку условий труда. В соответствии с Законом об оценке труда [1] под специальной оценкой условий труда понимается единый комплекс последовательно осуществляемых мероприятий по идентификации вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса и оценке уровня их воздействия на работника с учетом отклонения их фактических значений от установленных нормативов (гигиенических нормативов) условий труда и применения средств индивидуальной и коллективной защиты работников.

Ответственность за нарушение трудового законодательства

В случаях, предусмотренных федеральным законодательством, руководитель организации обязан возместить убытки, причиненные организации по его вине. Определение размера убытков в таком случае осуществляется с учетом положений Гражданского кодекса РФ (ч. 2 ст. 277 ТК РФ) в т. ч.:

Интересно почитать:  Добавили ли к пенсвнукам чернобыльцев

При этом порядок наложения дисциплинарных взысканий и материальной ответственности за нарушение трудового законодательства регламентируется ТК РФ и иными федеральными законами. Привлечение к гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности происходит с применением норм соответствующих федеральных законов.

Административная ответственность за нарушение трудового законодательства

Действующее законодательство Российской Федерации об административных правонарушениях и уголовное законодательство так же предусматривают ответственность за нарушение норм законодательства о труде, об охране труда, а также норм, регулирующих привлечение к трудовой деятельности иностранных граждан.

Статья 22 Трудового кодекса РФ (далее — ТК РФ) обязывает работодателя соблюдать трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, локальные нормативные акты, условия коллективного договора, соглашений и трудовых договоров.

Административная ответственность за нарушение трудового законодательства

В соответствии со статьей 227 ТК РФ расследованию и учету в соответствии с Трудовым кодексом РФ подлежат несчастные случаи, происшедшие с работниками и другими лицами, участвующими в производственной деятельности работодателя (в том числе с лицами, подлежащими обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний), при исполнении ими трудовых обязанностей или выполнении какой-либо работы по поручению работодателя (его представителя), а также при осуществлении иных правомерных действий, обусловленных трудовыми отношениями с работодателем либо совершаемых в его интересах.
При несчастных случаях, указанных в статье 227 ТК РФ, работодатель (его представитель) обязан:
– немедленно организовать первую помощь пострадавшему и при необходимости доставку его в медицинскую организацию;
– принять неотложные меры по предотвращению развития аварийной или иной чрезвычайной ситуации и воздействия травмирующих факторов на других лиц;
– сохранить до начала расследования несчастного случая обстановку, какой она была на момент происшествия, если это не угрожает жизни и здоровью других лиц и не ведет к катастрофе, аварии или возникновению иных чрезвычайных обстоятельств, а в случае невозможности ее сохранения – зафиксировать сложившуюся обстановку (составить схемы, провести фотографирование или видеосъемку, другие мероприятия);
– немедленно проинформировать о несчастном случае органы и организации, указанные в Трудовом кодексе РФ, других федеральных законах и иных нормативных правовых актах РФ;
– принять иные необходимые меры по организации и обеспечению надлежащего и своевременного расследования несчастного случая и оформлению материалов расследования в соответствии с главой 36 «Обеспечение прав работников на охрану труда».
По вопросам оформления материалов о происшествиях Минтрудом России издано постановление от 24 октября 2021 г. № 73, которым утверждены формы документов, необходимых для расследования и учета несчастных случаев на производстве, а также Положение об особенностях расследования несчастных случаев на производстве в отдельных отраслях и организациях.
В целях реализации статьи 229 «Порядок формирования комиссий по расследованию несчастных случаев» ТК РФ Минздравсоцразвития России приказом от 15 апреля 2021 г. № 275 утвердило формы документов, необходимых для расследования несчастных случаев на производстве.
По фактам привлечения к административной ответственности за сокрытие несчастного случая также имеется судебно-арбитражная практика.

Пример 1. ОАО «Центротрансстрой» (истец) обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением о признании незаконным и об отмене постановления Государственной инспекции труда г. Москвы (ответчик) от 22 мая 2021 г. № 918/13 о привлечении к административной ответственности по пункту 1 статьи 5.27 КоАП РФ.
Истец мотивировал свое требование тем, что оспариваемое постановление является незаконным и необоснованным и подлежит отмене, так как ответчиком был нарушен порядок составления протокола об административном правонарушении: не указано ни место, ни время совершения правонарушения.
Кроме того, по мнению истца, в протоколе не было указано, в чем заключается совершенное правонарушение, не конкретизировано, какие суммы должны быть выплачены, каким работникам и в какие сроки, и были ли эти суммы впоследствии реально выплачены работникам.
Истец считал, что процессуальные нарушения, допущенные трудовой инспекцией, являлись существенными, поскольку они не позволили всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело об административном правонарушении. Также истец считал, что ответчиком нарушен срок привлечения к административной ответственности, предусмотренный статьей 4.5 КоАП РФ.
Кроме того, истец полагал, что указанные в протоколе и в постановлении нарушения не относятся к нарушениям трудового законодательства.
Суд посчитал требования истца не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно статье 23.12, подпункту 16 пункта 2 статьи 28.3, пункту 4 статьи 28.3 КоАП РФ, Положению о Федеральной службе по труду и занятости, утвержденному Постановлением Правительства РФ от 30 июня 2021 г. № 324, по административным правонарушениям, предусмотренным статьей 5.27 КоАП РФ, составлять протоколы об административных правонарушениях уполномочены главные государственные инспекторы труда в субъектах РФ.
Распоряжением руководителя Государственной инспекции труда главному государственному инспектору на транспорте было поручено провести внеплановые мероприятия по надзору и контролю за соблюдением трудового законодательства РФ (включая законодательство об охране труда) в ОАО «Центротрансстрой».
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 28.1 КоАП РФ поводом к возбуждению дела об административном правонарушении является непосредственное обнаружение должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения.
Из материалов дела следовало, что протокол № 918/13 составлен 11 мая 2021 г. главным государственным инспектором на транспорте в г. Москве Т. по итогам проверки соблюдения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, проведенной в период с 26 апреля по 11 мая 2021 г. При этом было выявлено следующее:
– в нарушение пункта 41 Постановления Правительства РФ от 16 апреля 2021 г. № 225 «О трудовых книжках» книга учета и движения трудовых книжек не была пронумерована, прошнурована, заверена подписью руководителя организации и скреплена сургучной печатью или опломбирована;
– в нарушение главы 14 ТК РФ работодателем не был утвержден и установлен порядок хранения и использования персональных данных работников в организации;
– в нарушение пункта 1 статьи 123 ТК РФ график отпусков не был утвержден работодателем с учетом мнения выборного профсоюзного органа данной организации не позднее чем за две недели до наступления календарного года;
– в нарушение статьи 124 ТК РФ работникам не предоставлялись ежегодные оплачиваемые отпуска более двух лет подряд;
– в нарушение статьи 125 ТК РФ все части разделенного ежегодного оплачиваемого отпуска по соглашению между работником и работодателем были менее 14 календарных дней;
– в нарушение пункта 6 статьи 136 ТК РФ не были установлены сроки выплаты заработной платы не реже чем каждые полмесяца в Правилах внутреннего трудового распорядка организации, в коллективном договоре, в трудовых договорах;
– в нарушение статьи 21 ТК РФ в трудовых договорах не указаны основные права и обязанности работника;
– в нарушение статьи 22 ТК РФ в трудовых договорах не указаны основные права и обязанности работодателя;
– содержание трудовых договоров не соответствовало требованиям статьи 57 ТК РФ;
– в нарушение пункта 9 статьи 136 ТК РФ не производились расчет и оплата ежегодных оплачиваемых отпусков не позднее чем за три дня до их начала;
– в нарушение статьи 140 ТК РФ выплата всех сумм, причитающихся работнику от работодателя, не производилась в день увольнения работников;
– в нарушение статьи 236 ТК РФ при нарушении установленного срока выплаты заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и других выплат, причитающихся работнику, их расчет производится без уплаты процентов в размере не ниже 1/300 ставки рефинансирования Банка России от невыплаченных в срок сумм за каждый день задержки, начиная со следующего после установленного срока выплаты дня по день фактического расчета включительно;
– в нарушение пункта 3 статьи 123 ТК РФ о времени начала отпуска работники не были извещены за две недели до его начала;
– в нарушение постановления Госкомстата от 5 января 2021 г. № 1 в унифицированной форме Т-2 (личной карточке работника) работник не был ознакомлен под подпись обо всех записях, внесенных в трудовую книжку;
– в нарушение пункта 2 статьи 68 ТК РФ приказ работодателя о приеме на работу не объявлялся работнику под расписку в трехдневный срок со дня подписания трудового договора;
– в нарушение пункта 3 статьи 68 ТК РФ при приеме на работу работник не был ознакомлен с действующими в организации правилами внутреннего трудового распорядка.
Суд установил, что в протоколе об административном правонарушении от 11 мая 2021 г. № 918/13 зафиксированы нарушения указанных норм трудового законодательства, однако отсутствуют сведения, в отношении каких именно работников истец допустил нарушения требований пункта 2 статьи 68 ТК РФ.
Вместе с тем было установлено, что обязанность по ознакомлению с правилами внутреннего трудового распорядка возложена на помощника по административно-хозяйственной части С.
Истец не представил проверяющему органу никаких доказательств того, что работники при приеме на работу знакомились с правилами внутреннего трудового распорядка (журнал учета ознакомления, списки ознакомления и т.д.).
Пленум ВАС РФ в пункте 16 постановления от 2 июня 2021 г. № 10 разъяснил, что выяснение виновности лица в совершении административного правонарушения осуществляется на основании данных, зафиксированных в протоколе об административном правонарушении, объяснений лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.
Отсутствие в протоколе об административном правонарушении от 11 мая 2021 г. № 918/13 указаний на то, в отношении каких именно работников заявителем были допущены нарушения перечисленных выше требований, является нарушением пункта 2 статьи 28.2 КоАП РФ и подпункта 4 пункта 1 статьи 29.10 КоАП РФ. Согласно данным нормам в протоколе и постановлении об административном правонарушении должны быть указаны все обстоятельства, установленные при производстве по делу об административном правонарушении.
Таким образом, постановление в данной части не соответствовало требованиям КоАП РФ.
Однако в соответствии с пунктом 1 статьи 5.27 КоАП РФ для привлечения к административной ответственности по данному основанию достаточно наличия в действиях истца любого нарушения требований трудового законодательства, установленного и подтвержденного материалами дела об административном правонарушении.
Согласно статье 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом РФ об административных правонарушениях или законами субъектов РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
При вышеуказанных обстоятельствах суд пришел к выводу, что оспариваемое постановление вынесено уполномоченным органом при наличии оснований для привлечения истца (ОАО «Центротрансстрой») к административной ответственности по пункту 1 статьи 5.27 КоАП РФ, штраф наложен в пределах санкции, предусмотренной данной нормой. В связи с этим требование истца удовлетворению не подлежит (решение Арбитражного суда г. Москвы от 11 июля 2021 г., 18 июля 2021 г. по делу № А40-43990/06-121-230).

Нарушение трудового законодательства работодателем

  • на должностных лиц – в размере двадцати МРП;
  • на субъектов малого предпринимательства или некоммерческие организации – в размере сорока МРП;
  • на субъектов среднего предпринимательства – в размере шестидесяти МРП;
  • на субъектов крупного предпринимательства – в размере ста МРП.
Интересно почитать:  Как получить землю в сочи бесплатно

Например, незаконное прекращение трудового договора с работником либо неисполнение решения суда о восстановлении на работе, а равно иное нарушение трудового законодательства Республики Казахстан, повлекшее причинение существенного вреда правам и законным интересам гражданина. Является ли вред существенным, определяется в каждой конкретной ситуации. Виновный может быть наказан привлечением к общественным работам на срок до двухсот сорока часов либо арестом на срок до семидесяти пяти суток, с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до одного года или без такового (п. 1 ст. 152 УК РК).

Случаи наступления ответственности за нарушение трудового законодательства для работника и работодателя

Заставить вас работать без обеда работодатель не вправе, согласно положениям статьи 108 Трудового кодекса, в течение рабочего дня (смены) работнику должен быть предоставлен перерыв для отдыха и питания продолжительностью не более двух часов и не менее 30 минут, который в рабочее время не включается.

  1. Дисциплинарная — наступает для работников за нарушение трудового распорядка, что является дисциплинарным проступком. Выражается в виде дисциплинарного взыскания.
  2. Материальная — наступает для работодателей и для работников в случае нанесения ущерба пострадавшей стороне и состоит в обязанности возместить ущерб. В отличие от ситуации с сотрудником, работодателя могут обязать возместить не только фактически нанесенный ущерб, но и размер упущенной выгоды.
  3. Административная — наступает для руководителя и иных должностных лиц, совершивших административные правонарушения. К виновным применяется административное наказание в виде штрафа.
  4. Уголовная — применяется к руководителям, совершающим самые тяжкие нарушения ТК РФ. Виновным могут временно запретить занимать ряд должностей или вести определенную деятельность.
Ссылка на основную публикацию