Содержание математического развития детей дошкольного возраста

В процессе обучения у детей развивается способность точнее и полнее воспринимать окружающий мир, выделять признаки предметов и явлений, раскрывать их связи, замечать свойства, интерпретировать наблюдаемое; формируются мыслительные действия, приемы умственной деятельности, создаются внутренние условия для перехода к новым формам памяти, мышления и воображения (Г. С. Костюк).

Содержание

Содержание математического развития детей дошкольного возраста

Отобрать познавательный материал для изучения с учетом его значимости и в соответствии с возможностями детей — дело весьма непростое. В принципе содержания обучения, т.е. программа по формированию элементов математики, отрабатывалась на протяжении многих лет. Под содержанием обучения математике понимается объем и характер ЗУНов, способов, действий, которыми должен овладеть ребенок в процессе организации разных видов деятельности. Содержание обучения по математике отрабатывалось на протяжении многих лет: в последние 50 лет этот процесс осуществлялся на базе экспериментальных исследований (А.М. Леушина, В.В. Данилова, Т.В. Тарунтаева, Р.Л. Березина, Н.И. Непомнящая). Анализ вариативных программ («Радуга», «Развитие», «Детство», «Воспитание и обучение» и др.) позволяется заключить, что основным в их содержанием является достаточно разнообразный круг представлений и понятий: количество, число, множество, подмножество, величина, мера, форма…при этом важно, что каждое математическое понятие формируется постепенно, поэтапно, по линейно-концентрическому принципу. Все математические понятия тесно связаны между собой. В содержании обучения преобладает система научных понятий, основанная на общих способах учебных действий. («Развитие способностей к пространственному моделированию» Л.А. Венгер и др., «Ребенок в мире математических знаков» Шевченко Т.С., «Формирование элементарных математических представлений» Столяр А.А., «Логика. Математика конструирование и ИЗО» ред.-сост. О.Г. Жукова, «Дошкольная математика в играх» К.В. Шевелев). Как отмечает Н.Н. Поддъяков, А.А. Столяр и др. в дошкольном детстве имеется достаточно обширная область «предпонятийных», «житейских» понятий. Содержание их очень расплывчато, диффузно, оно охватывает самые различные формы, предшествующие настоящим понятиям, но они очень важны для математического развития ребенка. Особо ученые методисты выделяют требования к формированию у детей определенных математических действий: накладывание, прикладывание, пересчитывание, отсчитывание, измерение и др., овладение ими оказывает наибольшее влияние на развитие ребенка. Наряду с практическими действиями у детей формируется познавательные (умственные) действия которыми без помощи взрослых ребенок овладеть не может. Весь процесс ФЭМП непосредственно связан с усвоением специальной терминологии, слово делает понятие осмысленным, подводит к обобщениям и абстрагировании.

Основное содержание ответа

В 1574 году первопечатник Иван Федоров в созданной им печатной учебной книге — «Букваре» предложил упражнения для обучения детей счёту. В устном народном творчестве тех лет также отражены взгляды педагогов и родителей на математическое развитие ребёнка. В XVIII-XIX вв. вопросы содержания и методов обучения детей дошкольного возраста арифметике и развития представлений о размерах, мерах измерения, времени и пространстве нашли отражение в передовых педагогических системах воспитания, разработанных Я.А. Коменским, И.Г. Песталоцци, К.Д. Ушинским, Л.Н. Толстым и т.д. Педагоги той эпохи под влиянием требований развивающейся практики пришли к выводу о необходимости подготовки детей к усвоению математики в школе. Ими высказывались определённые предложения о содержании и методах обучения детей, в основном в условиях семьи.

Интересно почитать:  Как избавиться от долга по кредиту

История методики развития математических представлений у детей дошкольного возраста

В последние годы уделяется огромное внимание содержанию и методам формирования математических представлений у дошкольников. Это обусловлено, с одной стороны, перестройкой школьного обучения, с другой стороны, постоянным накоплением знаний об огромных возможностях дошкольного возраста, осознанием необходимости более широкого и направленного их использования. Главное состоит в том, чтобы выбрать и передать дошкольнику такое содержание, которое, отвечая основным закономерностям данного учебного предмета, в то же время было бы простым, доступным и наиболее связанным с общими особенностями деятельности и развития ребенка-дошкольника. Последнее обеспечивает не только «естественность» введения и полноценность усвоения такого содержания ребенком, но и большую сензитивность по отношению к этому содержанию, по сравнению с детьми школьного возраста.

Математическое развитие детей дошкольного возраста

Непременным условием построения активной позиции при обучении математики в дошкольных учреждениях любого типа является опора на личностно-ориентированную модель взаимодействия между людьми. Это означает, что стратегия и тактика построения жилой среды определяются особенностями личностно-ориентированной модели воспитания. Взрослый в общении с детьми придерживается положения: «не рядом, не над, а вместе». Его цель — содействовать становлению ребёнка как личности. Это предполагает решение следующих задач:

Содержание математического развития детей дошкольного возраста

Эти задачи решаются воспитателем комплексно, на каж­дом занятии по математике, а также в процессе организации разных видов самостоятельной детской деятельности. Мно­гочисленные психолого-педагогические исследования и пе­редовой педагогический опыт работы в дошкольных учреж­дениях показывают, что только правильно организованная детская деятельность и систематическое обучение обеспечи­вают своевременное математическое развитие дошкольника.

Значение и задачи математического развития детей дошкольного возраста

Выделившись из дошкольной педагогики, методика формирования элементарных математических представлений стала самостоятельной научной и учебной областью. Предметом её исследования является изучение основных закономерностей процесса формирования элементарных математических представлений у дошкольников в условиях общественного воспитания. Круг задач, решаемых методикой, достаточно обширен:

Математическое развитие детей дошкольного возраста

Изучение психолого-педагогической литературы, практики работы дошкольных учреждений убеждают в необходимости дальнейшего исследования вопроса организации процесса обучения математике детей дошкольного возраста, разработки и внедрения инновационных технологий. Область математических представлений, которая складывается у детей до школы, становится фундаментом для дальнейшего математического образования и влияет на его успешность.

Математическое развитие детей старшего дошкольного возраста

«Министерство образования РФ Ханты – Мансийский автономный округ Югра Департамент образования города Нижневартовска Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение города Нижневартовска детский сад №68 «Ромашка» ИННОВАЦИОННЫЙ ПРОЕКТ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОГО РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ НА ОСНОВЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА Нижневартовск АВТОРЫ: 1. Градюк Татьяна Николаевна, заведующий муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения детский сад. »

Интересно почитать:  Выплаты по больничному листу за счет работодателя

Содержание математического развития детей дошкольного возраста

Математическое развитие детей дошкольного возраста осу­ществляется как в результате приобретения ребенком зна­ний в повседневной жизни (прежде всего в результате обще­ния со взрослым),так и путем целенаправленного обучения на занятиях по формированию элементарных математичес­ких знаний. Именно элементарные математические знания и умения детей следует рассматривать как главное средство математического развития .

Жание математического развития дошкольников

Объём представлений следует рассматривать в качестве основы познавательного развития. Познавательные и речевые умения составляют как бы технологию процесса познания, минимум умений, без освоения которых дальнейшее познание мира и развитие ребёнка будет затруднительно. Активность ребёнка, направленная на познание, реализуется в содержательной самостоятельной игровой и практической деятельности, в организуемых воспитателем познавательных развивающих играх.

Значение математического развития детей дошкольного возраста

Подводя итог вышеперечисленному, можно сделать следующие выводы. Для ребенка дошкольного возраста в нормальных условиях ведущей деятельностью является игра. Наблюдая окружающий его вещественный мир, ребенок постепенно и незаметно для себя увеличивает запас своих знаний – он учится. Таким образом, основной путь развития дошкольника – накопление своего собственного опыта (эмпирическое обобщение), поэтому для ребенка содержание обучения должно быть чувственно воспринимаемо. Чтобы добиться наиболее эффективного усвоения знаний, необходимо использовать «занимательный материал в занимательной форме». Поэтому Программа воспитания в детском саду рекомендует организовывать досуговую деятельность, цель которой – вызвать радостные эмоции у детей, обогатить запоминающимися впечатлениями, в интересной, увлекательной форме преподать необходимые сведения, в том числе, по математике.

Характеристика особенностей математического развития детей старшего дошкольного возраста

Нельзя обойтись и без дидактических пособий. Они помогают ребёнку вычленить анализируемый объект, увидеть его во всём многообразии свойств, установить связи и зависимости, определить элементарные отношения, сходства и отличия. К дидактическим пособиям, выполняющим аналогичные функции, относятся логические блоки Дьенеша, цветные счётные палочки (палочки Кюизенера), модели и другие.

Значение математического развития детей дошкольного возраста (стр

Сказка обладает рядом неоспоримых достоинств, и именно они делают сказку привлекательной для психологической, терапевтической и развивающей работы. С давних времен люди использовали сказки, притчи, мифы как воспитательное средство. Они передавали и закрепляли нравственные ценности, правила поведения. Занимательные приключения героев сказок, образность языка делают интересной, безопасной и приемлемой даже самую суровую мораль. Также отсутствие жесткой персонификации помогает ребенку идентифицировать себя с главным героем, а неопределенность места действия не ограничивают фантазию ребенка.

Содержание математического развития детей дошкольного возраста

Работу с малышами я начинаю с заданий на подбор и объединение предметов в группы по общему признаку («Отбери все синие кубики» и т п.). Пользуясь приемами наложения или приложения, дети устанавливают наличие или отсутствие взаимно-однозначного соответствия между элементами групп предметов (множеств). Понятие взаимно-однозначного соответствия для двух групп состоит в том, что каждому элементу первой группы соответствует только один элемент второй и, наоборот, каждому элементу второй группы соответствует только один элемент первой (чашек столько, сколько блюдец; кисточек столько, сколько детей, и т. п.).

Развивающие игры математического содержания как средство формирования умственных способностей младших дошкольников

Ссылка на основную публикацию