Основания ограничения применения норм иностранного семейного права

Информацию об официальном толковании соответствующих норм иностранного семейного права, практике их применения, доктрине вправе представлять заинтересованные лица. Кроме того, данные лица имеют право и иным образом содействовать суду, органам ЗАГС или иным органам в установлении содержания норм иностранного семейного права. Если заинтересованные лица не представляют сведений об официальном толковании норм, практике их применения, доктрине в соответствующем иностранном государстве, суд, органы ЗАГС и иные органы вправе обратиться в установленном порядке за необходимыми разъяснениями и содействием в компетентные органы, включая Министерство юстиции РФ, одной из задач которого является обмен правовой информацией с иностранными государствами. Государствами – членами СНГ заключено Соглашение об обмене правовой информацией от 21 октября 1994 г. Министерство иностранных дел РФ наделено полномочиями давать в пределах своей компетенции разъяснения по вопросам международного права в связи с запросами органов государственной власти, депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ и членов Совета Федерации Федерального Собрания РФ, а также физических и юридических лиц.

Содержание

Основания ограничения применения норм иностранного семейного права

— усыновление может быть произведено при отсутствии согласия родителей, если дети были подкинуты, найдены во время стихийного бедствия, а также при иных чрезвычайных обстоятельствах, о чем имеется соответствующий акт, выданный в установленном порядке органами внутренних дел или органом опеки и попечительства, и родители этих детей неизвестны.

Применение норм иностранного семейного права и ограничения его применения

В разделе VII СК предусмотрены различные основания применения норм иностранного семейного права на территории РФ при регулировании брачно-семейных отношений с участием иностранных граждан и лиц без гражданства. Однако существует традиционно сложившееся ограничение применения иностранного права, известное во всем мире как оговорка о публичном порядке (ordre public). Оговорка о публичном порядке означает, что нормы иностранного права на территории Российской Федерации не применяются, если такое применение противоречило бы основам правопорядка (публичному порядку) Российской Федерации (ст. 167 СК). В этом случае к семейным отношениям с участием иностранных граждан и лиц без гражданства следует применять законодательство Российской Федерации. Таким образом, ст. 167 СК ограничивает действие коллизионных, норм ст. 156—165 СК.

Семейного права

В ряде случаев закон оставляет выбор подлежащего применению законодательства на усмотрение сторон п. В СК не содержится специальной нормы о правовом статусе иностранных граждан и лиц без гражданства в России в брачно-семейных отношениях как это было ранее в ст.

Семейное право России

В СК не содержится специальной нормы о правовом статусе иностранных граждан и лиц без гражданства в России в брачно-семейных отношениях (как это было ранее в ст. 160 КоБС). Это объясняется тем, что их правовое положение определено Конституцией РФ. Согласно п. 3 ст. 62 Конституции РФ иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами РФ, кроме случаев, установленных федеральными законами или международным договором РФ.

Интересно почитать:  За какие долги могут забрать автомобиль судебные приставы в 2021 году

Основания применения к семейным отношениям норм иностранного семейного права

Установление содержания иностранного права — обязанность компетентного российского государственного органа, осуществляющего его применение. В соотв. с п. 1 ст. 166 СК российские органы обязаны применять иностранное право в соотв. с его официальным толкованием, практикой применения и доктриной в соответствующем иностранном государстве. Однако в нашей стране иногда достаточно трудно получить даже сам официальны]! текст иностранного З.а, не говоря уже о толковании, практике и доктрине. Несмотря на то что суд, органы загса и иные органы, применяющие иностранное право, могут обратиться за помощью в Министерство юстиции РФ пли другие компетентные органы или прибегнуть к помощи экспертов, возможна ситуация, когда все эти попытки не приведут к желаемым результатам. Лица, участвующие в деле, в свою очередь, если они заинтересованы в установлении содержания и применении иностранного права, могут содействовать в установлении его содержания.

Основания ограничения применения норм иностранного семейного права

1. Комментируемая статья содержит широко известную в международном частном праве оговорку о "публичном порядке". Введение оговорки о "публичном порядке" направлено на обеспечение правовой защиты от нежелательных последствий, к которым может привести применение иностранного семейного права к конкретному правоотношению.

Статья 167

В законодательстве разных стран и даже в самом российском законодательстве, как и в международных договорах, применяются разные формулировки оговорки о публичном порядке. Но во всех случаях речь идет об основах, т.е. основополагающих принципах правопорядка. Сохраняют свое значение указания Верховного Суда РФ о том, что «под публичным порядком Российской Федерации понимаются основы общественного строя российского государства. Оговорка о публичном порядке возможна лишь в тех отдельных случаях, когда применение иностранного закона могло бы породить результат, недопустимый с точки зрения российского правосознания» (определение Судебной коллегии по гражданским делам от 25 сентября 1998 г.). В Постановлении Президиума Верховного Суда РФ от 2 июня 2021 г. (по другому делу) было указано, что под публичным порядком следует понимать «основные принципы, закрепленные в Конституции Российской Федерации и законах Российской Федерации»*(173). Например, основополагающим принципом можно считать закрепленное в ст. 19 Конституции равноправие мужчины и женщины. Основные начала семейного законодательства отражены и в ст. 1 СК (см. комментарий к ней).

Статья 167

Термин "публичный порядок" понимается по-разному. В законодательстве разных стран и в российском законодательстве, как и в международных договорах, применяются разные формулировки. Под термином "публичный порядок" понимаются прежде всего основополагающие принципы правопорядка, а именно положения Конституции РФ, принципы гражданского законодательства, предусмотренные ст. 1 ГК РФ, принципы семейного законодательства, предусмотренные ст. 1 СК РФ, и др.

Основания ограничения применения норм иностранного семейного права

Способы установления судом, органами загса и иными органами (например, органами опеки и попечительства) содержания соответствующей нормы иностранного семейного права могут быть различными (п. 1 ст. 166 СК). К таковым относятся использование официального толкования норм иностранного семейного права компетентными органами соответствующего государства (органами юстиции, судами, административными органами и др.), ознакомление со сложившейся практикой применения необходимых норм и существующей в этом государстве правовой доктриной (концепцией). Информацию об официальном толковании соответствующих норм иностранного семейного права, практике их применения, доктрине вправе представлять заинтересованные лица. Кроме того, они имеют право и иным образом содействовать суду, органам загса или иным органам в установлении содержания норм иностранного семейного права. Если заинтересованные лица не представляют сведений об официальном толковании норм, практике их применения, доктрине в соответствующем иностранном государстве (а этоих право, а не обязанность), суд, органы загса и иные органы вправе согласно п. 1 ст. 166 СК обратиться в установленном порядке за необходимыми разъяснениями и содействием в соответствующие компетентные органы Российской Федерации, включая Министерство юстиции Российской Федерации, в задачи которого входит сравнительно-правовой анализ законодательства государств — участников СНГ и других иностранных государств*. Это положение ст. 166 СК соответствует и содержанию ст. 15 Конвенции СНГ о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам, согласно которой центральные учреждения юстиции государств — членов СНГ должны предоставлять друг другу сведения о действующем или действовавшем на их территориях законодательстве. Следует также иметь в виду, что государствами — членами СНГ заключено Соглашение об обмене правовой информацией от 21 октября 1994 г.**. В этой связи на Министерство юстиции Российской Федерации возложены дополнительные функции. Оно является генеральным заказчиком межгосударственной системы правовой информатизации и полномочным органом, осуществляющим координацию работ по созданию национальных банков данных, используемых для межгосударственного обмена правовой информацией***.

Интересно почитать:  За что приставы могут забрать автомобиль

Основания ограничения применения норм иностранного семейного права

Установление содержания и ограничения их применения использование официального толкования права компетентными органами соответствующего государства; ознакомление со сложившейся практикой применения необходимых норм и существующей в этом государстве правовой доктриной (концепцией). Информацию об официальном толковании соответствующих иностранного права, практике их применения, доктрине вправе представлять заинтересованные лица.

Нормы иностранного семейного права

Статья 2 Европейской конвенции об информации относительно иностранного законодательства гласит, что каждая Договаривающаяся Сторона создает или назначает единый орган: для получения запросов об информации и для принятия мер по этим запросам. Получающее учреждение может быть либо министерским департаментом, либо другим государственным органом.

Основания ограничения применения норм иностранного семейного права

Права и обязанности родителей и детей по общему правилу определяются законодательством государства, на территории которого они имеют совместное место жительства. (ст.163 СК РФ). Если родители и дети не имеют совместного места жительства, права и обязанности сторон определяются по законодательству государства, гражданином которого является ребенок. По требованию истца к отношениям между родителями и детьми может быть применено законодательство государства, на территории которого постоянно проживает ребенок.

Применение норм иностранного семейного права и ограничения его прим

На международно-правовом уровне важную роль в регулировании семейных отношений играют договоры о правовой помощи по гражданским, семейным и уголовным делам. К двусторонним договорам о правовой помощи, посвященным регулированию семейных отношений относятся договоры бывшего СССР и договоры, заключенные Российской Федерацией. Россия является участницей многосторонней Конвенции о правовой помощи и правовых отношений по гражданским, семейным и уголовным делам, заключенной 22.01.1993г. государствами — членами СНГ. В числе немногочисленных конвенций в сфере семейного права важнейшее значение имеет Конвенция ООН «О правах ребенка», Конвенция «О согласии на вступление в брак, брачном возрасте и регистрации браков». Нормы семейного права содержатся во всеобщей декларации прав человека, в Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах, Международном пакте о гражданских и политических правах.

Источники семейного коллизионного права

В целях установления содержания норм иностранного семейного права суд, органы загса или иные органы вправе привлечь экспертов (специалисты в области зарубежного законодательства, сотрудники научно-исследовательских институтов и центров). При этом участие экспертов в суде осуществляется в соответствии с требованиями гражданско-процессуального законодательства. Заключение эксперта должно быть составлено в письменной форме с подробным описанием произведенных исследований, сделанных выводов и ответов на поставленные судом вопросы. Вместе с тем оно не может быть для суда обязательным и оценивается наряду с другими доказательствами (ст. 77—78 ГПК).

Установление содержания норм иностранного семейного права, ограничение применения норм иностранного семейного права

Ссылка на основную публикацию