Установление публичного сервитута на земельный участок

Что такое сервитут на земельный участок

Сервитут — это официальное разрешение на ограниченное пользование определенным участком земли, которое выдается третьему лицу (заявителю) для обеспечения собственных нужд. Право собственности на землю дает возможность полностью ограничить доступ третьих лиц на свою территорию. Однако такое ограничение можно обойти. Для этого потребуется оформить специальный юридический документ. О том, что такое сервитут земельного участка простым языком, расскажем в нашей статье.

Ключевое условие получения сервитута (права ограниченного пользования чужим земельным участком) — это невозможность удовлетворить нужды заявителя другим путем. То есть земельный участок обязательно нужен для проезда или провоза чего бы то ни было и обойти его другим путем невозможно. Например, если существует возможность обеспечить потребности заявителя иным способом, то получить официальные документы не получится.

Как устанавливается публичный сервитут и что не относится к нему в городах

Иногда публичный земельный сервитут отождествляют с общественным. Вероятно, в силу того, что его установление производится на основании общественных слушаний. Однако эти ассоциации юридически некорректны. Общественный сервитут это обременение, которое устанавливается в сторону ограниченного числа правообладателей.

После вынесения определения о сервитуте, требуется составить межевой проект. Этот документ относится к градостроительной документации и составляется на основе картографического межевого плана. Карта копируется топографами с имеющегося межевого плана. В неё входит массив земель, которые требуются для использования муниципальным властям.

Сервитут на земельный участок

Сервитут всегда привязан к определенному объекту недвижимости (зданию, сооружению, земельному участку). Он не может быть самостоятельным предметом купли-продажи либо залога. Сервитут не может быть передан лицам, не являющимися собственниками объекта недвижимости, для обеспечения которой он был установлен. При переходе прав на земельный участок с сервитутом (ст. 275 ГК РФ) обязательства по обременению перейдут новому владельцу.

  • свободное перемещение через участок;
  • обустройство общественно-значимых инженерных коммуникаций, таких как электросети, линии связи, газопровод и так далее;
  • доступ для создания и поддержания в надлежащем состоянии мелиоративной системы и системы водоснабжения;
  • прочих нужд, удовлетворение которых невозможно без установления сервитута.

Правила заключения договора об установлении сервитута земельного участка

Определение основных условий данного вида соглашения необходимо для обеспечения правового положения «слабой» стороны сделки, которой выступает владелец служащей вещи. Необходимо помнить, что обременение должно быть наименее затруднительным для лица, которому принадлежит субъективное право. Гражданское законодательство закрепило существенные условия соглашения только в отношении земли, находящейся в госсобственности.

Отличительной чертой данного вида обременения является то, что для его оформления не требуется заключать никакой договор. Сервитут оформляется в публичных интересах и только нормативным актом на основании итогов общественных заседаний. В отношении государственного обременения не действует принцип диспозитивности, как при личном сервитуте. Для публичного сервитута установлена определенная процедура.

Интересно почитать:  Как купить квартиру с доплатой материнским капиталом

Установление публичного сервитута на земельный участок

Собственник недвижимого имущества (земельного участка, другой недвижимости) вправе требовать от собственника другого земельного участка (соседнего участка) предоставления права ограниченного пользования соседним участком (частного сервитута).

  • обеспечения прохода и проезда через соседний земельный участок;
  • прокладки и эксплуатации линии электропередач, связи и трубопроводов;
  • обеспечения водоснабжения и мелиорации;
  • также других нужд собственника недвижимого имущества, которые не могут быть обеспечены без установления сервитута.

Как оформить сервитут на земельный участок в 2021 году

Собрать документы Свидетельствующие о надобности проведения определенных действий на чужой территории Подать заявление в госорганы Если оные являются собственником В течение тридцати дней получить решение Назначающее общественные слушания с обязательным присутствием заинтересованных лиц Дождаться принятия постановления о правомочности сервитута И при утвердительном решении получить акт, дозволяющий ограниченное использование конкретного участка

  1. Проводятся переговоры меж заинтересованными лицами.
  2. При согласовании ситуации заключается надлежащий договор.
  3. Если решение принять не удалось, проводится судебное разбирательство.
  4. Выполняет оценка платы за использование.
  5. Сервитут регистрируется в Росреестре.

Установление публичного сервитута на земельный участок

Например, интересы членов садоводческих товариществ можно приравнять к интересам местного населения. Конституционный Суд РФ признал не соответствующим Конституции нормы Федерального закона «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан», которые запрещали регистрацию граждан в жилом строении, возведенном на земельном участке, предоставленном для ведения садоводства. В его Постановлении от 14 апреля 2021 г. этот запрет признан неконституционным «в той части, в какой ею ограничивается право граждан на регистрацию по месту жительства в пригодном для постоянного проживания жилом строении, расположенном на садовом земельном участке, который относится к землям населенных пунктов».

Обратимся для выяснения этого вопроса к определению нормативно-правового акта и акта индивидуального характера. Нормативно-правовой — вид правового акта, официальный письменный документ, имеющий обязательную силу и рассчитанный на неоднократное применение, принятый управомоченным субъектом нормотворчества, выражающий властные веления, порождающий определенные правовые последствия, создающий юридическое состояние и направленный на регулирование общественных отношений, рассчитанный на неоднократное применение, распространяющий свое действие на некий круг лиц. Индивидуальный правовой акт – это разновидность правового акта, не содержащего норм права, представляющего собой одностороннее волевое властное действие государственного органа исполнительной власти или его должностного лица, обеспечивающее реализацию правовых норм в связи с конкретным делом, вызывающее возникновение, изменение или прекращение конкретных правоотношений, прав и обязанностей точно определенных субъектов права.

Процедура установления публичного сервитута

В том случае, если заявление об установлении сервитута заполнено в соответствии с требованиями действующего законодательства, и содержит в себе сведения, которые полностью отражают суть вопросов, уполномоченные органы производят его рассмотрение и, в случае положительного решения, назначают публичные слушания.

В том случае если представители соответствующих органов приняли решение о проведении публичных слушаний, об этом должны быть извещены как заинтересованные стороны, так и владельцы обременяемых участков. Именно на основании протокола о проведении таких слушаний можно будет рассмотреть возможность издание нормативно-правового акта об установлении публичного сервитута.

Как установить публичный сервитут на земельный участок

  • объект недвижимости/участок земли;
  • сведения о собственнике обременяемого участка;
  • вид и конкретные цели установки обременения (например, для доступа к водоему) – если указанные цели будут не соблюдаться, собственник участка имеет право обжаловать действия жителей и потребовать снятия сервитута;
  • содержание, срок действия сервитута (обычно публичные сервитуты бессрочные, но они могут прекратить свое действие по решению суда или соглашению сторон);
  • обоснование необходимости установки сервитута;
  • лица, в чью пользу устанавливается сервитут, например, члены СНТ или жители муниципального образования;
  • дата подача документа и перечень приложений.
  • затрат на проведение межевых работ – 15-40 тыс.р.;
  • затрат на организацию общественных слушаний;
  • затрат на оплату госпошлины за регистрацию обременения в Росреестре в размере 1500 р.;
  • компенсации издержек собственнику земельного участка за установку сервитута – они рассчитываются с учетом размера упущенной выгоды собственника, площади действия сервитута, кадастровой стоимости участка земли. Стороны могут договориться о выплате единовременной или ежемесячной компенсации.
Интересно почитать:  Образец соглашение о разделе автомобиля при разводе

Правовые основания публичного сервитута в отношении земельных участков

В этом случае, при приобретении в собственность участка с собственным обременением, сервитут можно устранить и использовать участок в соответствии с целями и находящимся на нём имуществом. Прекращение публичного сервитута возникает при условии утраты причин, в соответствии с которыми был установлен сервитут.

Если новый владелец не зарегистрировал участок в Росреестре, значит – регистрации участка не будет, так как регистрацию нужно обновлять с момента любого изменения, проводимого в отношении имущественного владения. Это нарушение условий существования сервитута, который всегда должен отражать реальное положение вещей.

Что такое публичный сервитут земельного участка

Решение о наложении подобного обременения оформляется в виде закона или иного нормативного акта Р.Ф. субъекта РФ, органа местного самоуправления. Утверждение такого вида ограничения не предполагает выкупа либо принудительного отчуждения, а только обязывает владельца использовать участок учитывая интересы пользователей обременения.

  • постоянноеобременениедляпохода(подъезда)кобъектамводногохозяйства и иным объектам общего пользования ради обеспечения интересов населения городского или сельского поселения;
  • постоянныйлибовременныйсервитутдляреализацииинженерных,строительныхидругихработ, в целях осушения приграничных земель, аварийно-ремонтных работ на инженерных сетях, организации пунктов ГГС и т. д.;
  • эксплуатацияземлевладения (либо его части) для сельскохозяйственных нужд населения;
  • эксплуатацияземлевладения (либо его части) в целях охотного, рыбного промысла, рыбоводства.

Установление публичного сервитута на земельный участок

Порядок проведения общественных слушаний может устанавливаться нормативными правовыми актами субъектов РФ и муниципальных образований. Для этого производится информирование населения через СМИ о планируемом установлении сервитута с указанием на способы выражения мнения заинтересованных лиц.

Согласно пункту 2.1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 30.07.2021 N 58 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении арбитражными судами дел об оспаривании нормативных правовых актов» заявление о признании нормативного правового акта недействующим может быть подано в арбитражный суд, если федеральным законом прямо предусмотрено обжалование нормативного правового акта в арбитражный суд, а также, если в федеральном законе содержится указание на рассмотрение в арбитражном суде споров в определенной сфере правового регулирования, так как это означает, в том числе и возможность обжалования в арбитражный суд нормативных правовых актов в этой сфере.

Ссылка на основную публикацию