Содержание и средства сенсорного воспитания детей дошкольного возраста

В программа “Развитие” (Л. А. Венгер, О. М. Дьяченко) способности понимаются как универсальные действия ориентировки в окружающем с помощью специфических для дошкольника образных средств решения задач. При этом основное средство – построение и использование образов, соответствующих фиксированным в человеческой культуре формам отображения свойств предметов и явлений, их связей и отношений. В процессе восприятия – это образы, соответствующие сенсорным эталонам – общепринятым образцам внешних свойств (формы, цвета, величины предметов, их положения в пространстве, высоты звуков, фонематического строя речи и др.). Л. А. Венгером выделяются сенсорные, интеллектуально-познавательные и интеллектуально-творческие способности, которые позволяют ребенку самостоятельно анализировать действительность, находить решения в новых и неожиданных ситуациях, произвольно, а к концу дошкольного возраста и осознанно относиться к собственной деятельности. Развитие этих способностей имеет непреходящее значение для всей человеческой жизни. В младшей группе центральными задачами развития умственных способностей, сточки зрения авторов программы, являются развитие сенсорных способностей, усвоение сенсорных эталонов, действий с ними и простейших форм символизации. С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание. Поэтому сенсорное развитие ребенка , с одной стороны, имеет самостоятельное значение, так как оно обеспечивает получение отчетливых представлений об окружающем, а с другой – составляет фундамент общего умственного развития ребенка, которое невозможно без опоры на полноценное восприятие. Программа сенсорного воспитания в младшей группе предполагает формирование общей сенсорной способности, понимаемой как способность к наиболее элементарной форме опосредствования – использования сенсорных эталонов. В результате знакомства детей с эталонами у них появляются четкие представления о разновидностях каждого свойства. Дети начинают пользоваться этими представлениями для анализа и выделения свойств разных предметов. В средней группе продолжается работа по сенсорному развитию посредством специально поставленных заданий в рисовании и лепке: большое внимание уделяется построению предметного рисунка и передаче основных отношений и характеристик предмета: его структуры, особенностей формы, характерных признаков, относительных размеров и функций [5, с. 60 – 66].

Содержание

Сенсорное воспитание детей дошкольного возраста

Зима – не менее значимый сезон для прогулок и наблюдений. Главное зимой – игры со снегом. Играя со снегом, дети изучают свойства снега. Младшим дошкольникам обязательно должны потрогать снег, чтобы определить липкий он или нет. Старшие же дошкольники уже по погоде и по внешнему виду определяют липкий снег или нет. Ещё дети определяют, какой снег холодный, ощущают фактуру снега – в некоторые дни снег мягкий и пушистый, а иногда бывает шершавый и колючий. Зимой наблюдается дефицит красок, поэтому можно сделать разноцветные льдинки и украсить ими кустик под вашим окошком. Малышу это понравится. Возьмите силиконовые формочки для льда (сейчас их можно найти любой формы), добавьте в простую воду краску любого цвета (лучше гуашь), залейте этой водой формочки, в каждую формочку положите нитку в форме петельки и поставьте на мороз. Утром ваши льдинки будут готовы, и Вы сможете учить или закреплять названия цветов.

Средства сенсорного воспитания

Результатом сенсорного воспитания является сенсорное развитие ребенка. Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также о запахе, вкусе и прочих внешних свойствах предметов.

Интересно почитать:  Молодая семья удмуртия 2021

Содержание и средства сенсорного воспитания детей дошкольного возраста

Сенсорное воспитание ребенка первых трех лет жизни имеет своей целью обеспечение нормального развития функций анализаторов и фор­мирование восприятия предметов — чувственного познания отдельных свойств (формы, величины, положения в пространстве, звучали и т.д.) как признаков предметов, определяющих возможность и характер выполнения с этими предметами элементарных действий — хватания и манипулирования.

Содержание сенсорного воспитания детей раннего дошкольного возраста

наиболее благоприятен для развития восприятия ребенка, совершенствования органов чувств, накопления представлений об окружающем мире. Формирование у детей раннего возраста представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве необходимо для полноценного восприятия ими окружающего мира.

Презентация на тему: Сенсорное воспитание детей младшего дошкольного возраста через дидактическую игру

Целью I этапа является Привлечение внимания детей к тому сенсорному признаку, который должен быть освоен. Для этого воспитатель предлагает детям что-нибудь нарисовать, слепить, построить, сделать какой-то предмет, который должен быть похожим на образец или удовлетворять определенным требованиям. Если дети не имеют достаточного сенсорного опыта, они начинают выполнять задание, не проанализировав образец, не отобрав нужный материал. В результате рисунок или постройка оказываются непохожими. Неумение достигнуть результата в деятельности ставит ребенка перед необходимостью познания, выделения особенностей предметов, материала. Взрослый помогает детям увидеть, выделить, осознать то свойство, которое должно быть учтено в деятельности. Этот момент является исходным для обучения детей способам выделения свойств, особенностей предметов.

Сенсорное воспитание детей дошкольного возраста

Представляет интерес система дидактических и обучающих игр, предложенная М. Б. Медведевой и Т. П. Бабич. Данная система ставит своей целью развить «целенаправленное восприятие цвета, формы и величины, предметные представления, ориентировку в пространстве, зрительное внимaние, аналитикосинтетическую деятельность.» и представляет собой достаточно четкую и обоснованную последовательность работы. Так, формирование представлений о величине предметов авторы предлагают проводить следующим образом: соотнесение предметов по величине, по общему объему (матрешки, пирамидки); словесное обозначение предметов по величине: покажи длинную, короткую дорожку; раскладывание предметов в порядке возрастания или убывания; локализация величины; развитие глазомера; чувство ритма; игры и упражнения на развитие зрительного внимания.

Задачи, содержание и методика сенсорного воспитания детей раннего дошкольного возраста

В дидактических играх и упражнениях надо предоставлять детям возможность: 1. повторно воспринимать окружающие предметы и их свойства, упражнять в их узнавании и различии; 2. оформлять чувственное впечатление, уточнять названия предметов и их характерные свойства (форма, величина, цвет). Ориентироваться не только по внешнему виду предмета, но и по словесному описанию; 3. делать первичные обобщения, группировать предметы по общим свойствам; 4. соотносить, сравнивать жизненные свойства предмета с имеющимися мерками, сенсорными эталонами (форма предметов с геометрическими фигурами).

Средства сенсорного воспитания детей дошкольного возраста Выполнила Студентка

Дети третьего года жизни уже могут выполнять элементарные продуктивные действия (выкладывание мозаики, нанесение цветовых пятен, складывание простейших предметов из строительного материала). Но при этом они мало учитывают свойства отображаемых вещей и используемого материала, так как не понимают их значения и не фиксируют внимание на них. Поэтому, обучая малышей выполнять простейшие продуктивные задания, необходимо добиться того, чтобы каждый ребенок усвоил, что форма, величина, цвет — постоянные признаки действий, которые нужно учитывать при выполнении самых различных действий. К трехлетнему возрасту завершается подготовительный этап сенсорного воспитания ребенка, и далее начинается организация систематического усвоения им сенсорной культуры.

Содержание и средства сенсорного воспитания детей дошкольного возраста

Есть группы различного возрастного комплектования в яслях и яслях-садах, таким образом, некоторые дети начинают своё сенсорное обучение начиная с третьего года жизни. Имея в виду возросшие возможности обучения в этом возрасте по сравнению со вторым годом жизни, можно рекомендовать все типы заданий по сенсорному, воспитанию для прохождения их в течение 1 года. Тогда в данном случае происходит уплотнение содержания обучения, который предполагается внутри одного занятия, например, по группировке однородных предметов, когда дети сортируют вначале объекты резко различных свойств, признаков, а затем, на этом же занятии, им предлагают группировать предметы по более близким признакам. Возможность уплотнения содержания занятий возникает за счет более устойчивого внимания детей третьего года жизни, а также более совершенной координации движений руки. В связи с этим на занятиях возникает возможность больше времени уделить именно сенсорным задачам.

Интересно почитать:  Государственные программы для семей с ребенком когда один родитель

Содержание и средства сенсорного воспитания детей дошкольного возраста

Великий педагог Фридрих Фребель следовал принципу «Будем жить ради наших детей» и сегодня является побудительным мотивом к поиску и созданию новых путей и методов воспитания детей. Знакомство с системой Пестолоцци, произведения великого Яна Амоса Каменского «Материнская школа» подтолкнула Фребеля к созданию собственной теории. Фридрих Фребель стремился построить свою теорию на прочной методической основе.

Сенсорное воспитание детей раннего возраста (стр

13*14—Социально-нравственное воспитание детей дошкольного возраста (понятие, задачи, принципы)НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ дошкольников – целенаправленная деятельность воспитателя по формированию у детей нравственных чувств, этических представлений, привития норм и правил поведения, определяющих их отношение к себе, другим людям, вещам, природе, обществуНРАВСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ дошкольников – это процесс положительных качественных изменений в нравственных представлениях, чувствах, навыках и мотивах поведения детей.Основы высоконравственной личности закладываются в дошкольном возрасте, о чем свидетельствуют исследования А. Н.Леонтьева, В, С.Мухиной, С. Г.Якобсон, В. Г.Нечаевой, Т. А.Марковой и др.В дошкольные годы под руководством взрослых ребенок приобретает первоначальный опыт поведения, отношения к близким людям, сверстникам, вещам, природе, усваивает моральные нормы общества, в котором живет. Дошкольный возраст характеризуется большими возможностями для нравственного воспитания детей: в различных развивающихся видах их деятельности успешно формируются некоторые способы сознательного управления своим поведением, активность, самостоятельность, инициатива. В обществе сверстников между дошкольниками устанавливаются положительные взаимоотношения, формируются доброжелательность и уважение к окружающим, возникает чувство товарищества и дружбы. Правильное воспитание предупреждает накопление ребенком отрицательного опыта, препятствует развитию нежелательных навыков и привычек поведения, что может неблагоприятно сказываться на формировании его нравственных качеств.

Задачи сенсорного воспитания детей дошкольного возраста

Ученые считают, что способности заложены практически в каждом ребенке. Причем они, как правило, носят творческий характер. Однако смогут ли задатки развиться в процессе его жизни, зависит исключительно от социального окружения, жизненных условий, культурного и интеллектуального уровня родителей и воспитания.

Средства умственного воспитания детей дошкольного возраста

Для комбинированных групп детей изменяются методы их обучения. Основным остается тот же наглядно-действенный метод объяснения, однако изменяется его роль в процессе занятия. На более раннем этапе это были многочисленные показы объектов, сравнения. Большое место занимал метод непосредственного обучения выполнению действий, руководства рукой ребенка. Отпадает также необходимость прибегать на занятиях к поэтапно-расчлененному методу (словесный диктант). Изменяется и последовательность заданий, зависящая от времени года и возраста детей.

Сенсорное воспитание дошкольников

Сенсорное воспитание, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т.е. от того, насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее. Ребенок на каждом возрастном этапе оказывается наиболее чувствительным к тем или иным воздействиям. В этой связи каждая возрастная ступень становится благоприятной для дальнейшего нервно-психического развития и всестороннего воспитания дошкольника.

Организация сенсорного воспитания с детьми младшего дошкольного возраста в процессе игр с природным материалом

Ссылка на основную публикацию