Семейно брачные отношения в римском праве архаического периода

То есть, рассмотрев модели организации семьи в Древнем Риме и на современном этапе, автор эссе приходит к выводу, что они имели качественно отличные принципы, лежащие в их основе. Однако категория семьи в Древнем Риме уже признавалась как форма взаимосвязи мужчины и женщины, что находит отражение в современном семейном праве. Стоит заметить, что анализ современного семейного законодательства подразумевает, что семья образуется на основе заключения брака. Однако на бытовом уровне лица, совместно проживающие, признают свои взаимоотношения семьёй. Несмотря на это, подобные отношения не влекут правовые последствия, вытекающие из заключения брака.

Отражение норм, регулировавших брачные отношения в Древнем Риме, в современном семейном праве

Таким образом, первоначально все положения о согласии на брак исходили из той же идеи власти, на которой покоилась агнатическая семья вообще. Отец давал согласие на брак детей не потому, что он был отцом, а потому что он был главой семьи, носителем отцовской власти.

Семейно брачные отношения в римском праве архаического периода

Уже законы XII таблиц отразили наличие в Риме крупных семейных образований с исключительно широкими правами домовладыки (pater familias 1 ). Тогда условия быта, состояние сознания людей определяли широкий коллективизм в общественных отношениях и преобладание сильной единоличной власти как в семье, так и в государстве. В раннем Риме семья была не только семейной общностью, но и хозяйствующим субъектом и социальным организмом – четко выраженной ячейкой общества. Правовая самостоятельность личности была ограничена и определялась сословным положением, семейным статусом, состоянием семейной общности.

Брачно-семейные отношения в Древнем Риме

Действительный брачный союз предполагал взаимные права и обязанности супругов как личного, так и имущественного характера. Неравенство партнеров в римском браке выражалось в том, что на жену приходились по преимуществу требования обязательного характера, тогда как мужу предоставлялись значительные права в отношении жены.

Правовое регулирование семейно-брачных отношений в римском праве

Главным назначением женщины считалось рождение и воспитание детей, прежде всего сыновей, на которых падала обязанность совершать поминальные обряды по умершим предкам. Потомство, как и скот, признавалось основным видом богатства. В силу этого законным отцом ребенка считался муж матери независимо от того, кто им был фактически. Женщина в данном случае приравнивалась к домашним животным, рабыням, потомство которых принадлежало хозяину (Законы Ману, IX, 52 — 55). Допускалась также, хотя и считалась грехом, продажа жены и детей (Законы Ману, XI, 69). Продажа сыновей не влекла, как правило, обращения их в рабов. Подаренные и проданные в крайних обстоятельствах сыновья (видимо, в бездетные семьи) получали все права прямых родственников в новых семьях. Жена считалась не только собственностью мужа, она составляла как бы часть его самого. Не случайно даже проданная жена не освобождалась от мужа (Законы Ману, IX, 46), а право на нее в представлении древнего индийца сохранялось и за умершим мужем. Традиционные установки, пережившие века, лежали и в основе запрещения повторных браков вдов (Законы Ману, IX, 64) и обычая самосожжения вдов на погребении своего мужа («сати»).

Интересно почитать:  Сколько не должен превышать доход семьи в 2021 году в тюмени

Семейно брачные отношения в римском праве архаического периода

Подвластный сын пользовался правами на имущество матери и при жизни ее, как известно, отцу принадлежало право пожизненного пользования и управления имуществом матери. Однако приобретенное вопреки воле отца или предоставленное при соответствующем условии имущество поступало в распоряжение подвластного, а уже при Юстиниане все приобретенное подвластным не на средства отца являлось его собственностью.

Брачно-семейное право в Риме

Первый не был подчинен никаким формальностям. Муж имел право в любой момент отослать свою жену обратно, и это происходило безо всякого вмешательства государственной власти; в этом случае жена возвращалась к своему отцу или опекуну, а дети оставались у мужа. Обычно это «удаление» жены из дома происходило в присутствии нескольких свидетелей, хотя это правило и не было обязательно.

Семейно-брачные отношения в Древней Греции

Ряд изменений претерпел и институт опеки. Преторским эдиктом была установлена ответственность опекуна за ведение дел подопечного. Постепенно исчезает опека над взрослыми женщинами, и в постклассический период их дееспособность фактически была уравнена с дееспособностью мужчин.

Брачно-семейное и наследственное право в Древнем Риме

Отношения родителей и детей строились на принципе патриархальной власти главы семейства. Отец давал разрешение на брак дочери, имел право по собственной воле «брать жен» для сыновей. Предполагалось, что он может изгнать сына из семьи и лишить наследства, однако суд исследовал обоснованность этого решения и разрешал такие действия, если сын вторично допустил «тяжкий грех» в отношении отца (в первый раз надлежало его простить). Дочери, выданной замуж, выдавалось приданое, владельцем которого впредь была она сама. Дочерям, отпущенным в жрицы, следовало выделять долю из наследства. Такая же обязательная доля полагалась и пережившей супруге-вдове. Наследство женщин получали только их дети.

История государства и права

Родство определялось по линиям и степеням. Лица, происходящие одно от другого, называются родственниками по прямой линии. Степени агнатического родства по прямой линии определялись числом рождений, отделявших данное лицо от его paterfamilias. Так сын — агнат отца первой степени, внук — агнат деда второй степени. Лица, происходящие не одно от другого, а от общего предка, называются родственниками по боковой линии. Родство по боковой линии определялось общим числом рождений, отделявших двух данных лиц от общего для них носителя patria potestas. Таким образом братья были агнатами второй степени.

Интересно почитать:  В каких случаях приставы могут продать земельный участок

Брачно — семейные отношения в Древнем Риме

Существовала так называемая «агнатская семья», которая не признавала кровного родства. Например, если дочка выходила замуж и жила у своего мужа, то она теряла все родственные связи со своими родителями. Таким образом теряла все права наследника. Такой вид родства сохранялся и после смерти домовладельца.

Семейное право в Древнем Риме

Глава семьи – домовладыка – обладал широкой личной и имущественной властью в отношении жены и детей: правом жизни и смерти, продажи в рабство и телесных наказаний, изгнания из дома. Он распоряжался семейным имуществом. Против его воли никто не мог ни войти в семью, ни выйти из нее. Только признание отцом новорожденного своим ребенком превращало последнего в члена семьи. Домовладыка был вправе даже выбросить родившегося уродца[1] .

Семейное право в Древнем Риме (стр

Уже в эпоху Законов 12 Таблиц стал намечаться брак иного характера. К семейным отношениям своеобразно применялся вещно-правовой институт давности (usus) сожительство в течение года давало мужу власть над женой. Так вот, Законы 12 Таблиц отмечали, что жена может воспрепятствовать такому установлению власти, прервав течение давности удалением из дома мужа на три ночи. Таким образом, брачное сожительство будет продолжаться всю жизнь с тем только отличием от обыкновенного брака, что жена все время будет свободной от власти мужа, сохраняя свое прежнее положение в старой семье. Дети от такого сожительства считались законными; они подлежат власти отца и входят в его семью как агнаты.

Семейно брачные отношения в римском праве архаического периода

стран Древнего Востока 10 Глава 1. Особенности развития государства и права в странах Древнего Востока 10 Глава 2. Древний Египет 15 Глава 3. Древние государства Месопотамии 22 Глава 4. Древняя Индия 28 Глава 5. Древний Китай 34 Глава 6. Право древних государств Месопотамии 39 Глава 7. Право Древней Индии 47 Глава 8. Право Древнего Китая 56 Раздел II. Государство и право античного мира 63 Глава 9. Общая характеристика государства и права в Древней Греции и в Древнем Риме 63 §.

Брачно Семейные Отношения В Древнем Риме Сочинения и курсовые работы

На современный взгляд, семьи в древнем Риме были велики. В них входили родственники по боковым линиям до шестого колена. Глава фамилии был единоличным хозяином имени и главным жрецом родового культа. его власть над домочадцами не ограничивалась никакими законами. Обязанность же состояла в сохранении наследства и воспроизводстве семьи. если детей от законных браков не было, римлянин прибегал к усыновлению, с тем чтобы имя рода и его имущество не канули в Лету. Кровь не играла определяющей роли даже в семейных отношениях. Приемный ребенок становился равен кровному. В этом смысле Рим «усыновлял» покоренные народы, как отдельный римлянин мог усыновить чужого человека и наделить его правами наследника.

Семья и брак в Римской империи

Ссылка на основную публикацию