Резерв по сомнительным долгам относится к

Резерв по сомнительным долгам — бухгалтерские проводки

Проводка по созданию резерва по сомнительным долгам будет одной и той же вне зависимости от того, на каком счете учитывается задолженность, признанная сомнительной. В ней сумма резерва, начисленная по соответствующему долгу на счете 63, будет корреспондировать со счетом 91:

В каких ситуациях надо создавать резерв? Когда задолженность, отвечающая критериям сомнительной, выявлена. При этом вид такой задолженности положение о бухучете и бухотчетности никак не ограничивает, т. е. это может быть любой дебиторский долг, от задолженности подотчетного лица до долгов покупателей.

Резерв по сомнительным долгам относится к

где В — сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг, имущественных прав), полученная по итогам отчетного (налогового) периода.
Отметим, что вы можете создать резерв и в меньшем размере, чем 10% выручки отчетного (налогового) периода. Этого Налоговый кодекс РФ не запрещает (см. Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 25.10.2021 N Ф08-5008/2021-1902А). Такое решение может быть целесообразно в ситуациях, когда отчисления в резерв по общему нормативу в 10% приведут к получению убытка или нулевого финансового результата (например, при высокой выручке, но небольшой прибыли). Свой норматив следует указать в учетной политике для целей налогообложения.
4. Сравнить расчетную сумму отчислений (РСО) и предельную сумму отчислений (ПСО), т.е. результаты действий (2) и (3).
Если по результатам сравнения окажется, что РСО > или = ПСО, в резерв включается сумма отчислений, соответствующая ПСО.
Если же по результатам сравнения окажется, что РСО

Если затраты на списание просроченных долгов вы решили накапливать путем формирования резерва по сомнительным долгам, то вам необходимо произвести следующие действия (п. 4 ст. 266 НК РФ).
1. На последнее число отчетного (налогового) периода провести инвентаризацию дебиторской задолженности.
Для оформления результатов такой инвентаризации вы можете использовать Акт инвентаризации расчетов с покупателями, поставщиками и прочими дебиторами и кредиторами (унифицированную форму ИНВ-17, утвержденную Постановлением Госкомстата России от 18.08.1998 N 88).
Из данной дебиторской задолженности необходимо выделить те долги, которые являются сомнительными согласно п. 1 ст. 266 НК РФ. Именно они будут участвовать в формировании резерва.
Сомнительным долгом признается любая задолженность, которая возникла в связи с реализацией товаров (выполнением работ, оказанием услуг), если она не погашена в сроки, установленные договором, не обеспечена залогом, поручительством, банковской гарантией.

Обязательно ли создавать резерв по сомнительным долгам в 2021 году

Определение общей задолженности контрагентов Непогашенной в срок и необеспеченной гарантиями Определение суммы для включения в резерв по каждому отдельному долгу Исходя из оценки платежеспособности должника и вероятности частичного или полного погашения

Долг, признанный невозвратным, Списывается в счет соответствующего резерва, а при невозможности покрытия относится к прочим расходам Если безнадежным становится долг Не включенный в резерв, или погашается любая задолженность, то размер РСД не корректируется

Резерв по сомнительным долгам относится к

  • по расхождениям, возникшим из-за разного определения сроков для резервирования, (т.е. в бухучете сумма резерва создается, например, в размере 100 % по непогашенной задолженности по истечении 45 дней), в бухучете будут возникать вычитаемые временные разницы, которые приводят к образованию отложенного налогового актива (п. п. 8, 11, 14 ПБУ 18/02, утв. Приказом Минфина РФ от 19.11.2021 г. № 114н).
  • по расхождениям, возникшим когда расчетная величина отчислений в резерв в бухгалтерском учете превышает 10% суммы выручки от реализации, у организации образуются постоянные разницы (п. п. 4, 7 ПБУ 18/02, утвержденного Приказом Минфина РФ от 19.11.2021 г. № 114н).
  • Налоговый Кодекс РФ (ч.2) от 05 августа 2021 года № 117-ФЗ, в редакции, вступившей в силу с 01 марта 2021 года;
  • Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ, утвержденное Приказом Министерства финансов РФ от 29 июля 1998 года № 34н;
  • Положение по бухгалтерскому учету ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность организации», утвержденное Приказом Минфина РФ от 06 июля 2021 года № 43н;
  • Приказ Минфина от 13 июня 1995 года № 49 (в редакции 08 ноября 2021 года) «Об утверждении Методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств»;
  • Положение по бухгалтерскому учету 21/2021 «Изменения оценочных значений», утвержденное приказом Минфина Российской Федерации от 06 октября 2021 года № 106н.

Резерв по сомнительным долгам относится к

В периодах восстановления (использования) резерва ранее возникшая временная разница будет уменьшена или полностью погашена. Это связано с тем, что в случае восстановления резерва в бухучете возникнут доходы, которые не будут признаны в налоговом учете. А в случае использования резерва в налоговом учете возникнут расходы (п. 7 ст. 265 НК РФ), которые уже были признаны в бухучете в периоде создания резерва (п. 18 ПБУ 10/99). При уменьшении или полном погашении временной разницы соответствующим образом будет уменьшаться или полностью погашаться отложенный налоговый актив. Такой порядок следует из пункта 17 ПБУ 18/02.

По состоянию на конец II квартала организация вправе создать резерв по сомнительным долгам в налоговом учете в размере 50 процентов от суммы задолженности (срок задолженности – более 45 дней, но менее 90). Максимальный размер резерва на конец II квартала не должен превышать 1 800 000 руб. (18 000 000 × 10%).

Резерв на погашение сомнительных долгов и его отражение в БУ и НУ

Процедура выявления нереальных к взысканию долгов в обязательном порядке должна сопровождаться документальным оформлением: инвентаризационной описью, приказом руководителя, справкой бухгалтера. Только полностью подтвержденные расходы могут уменьшить базу по начислению налога на прибыль.

Первый способ предполагает ежеквартальный или ежемесячный расчет показателя исходя из срока нарушения договорных обязательств по долевому соотношению. Для наглядного понимания приведем пример: покупатель нарушил условия контракта и не перечислил оплату за оказанные услуги в сумме 1 млн. руб. за 60 дней. Тогда по аналогии с налоговым учетом, бухгалтер кредитора сформирует проводку на увеличение резерва по долгам на 50% от величины долга, т. е. на 500 тыс. руб.

Резервы по сомнительным долгам

Списанная по истечении срока исковой давности задолженность отражается на забалансовом счете 007 «Списанная в убыток задолженность неплатежеспособных дебиторов» в течение 5 лет с момента списания для наблюдения за возможностью ее взыскания в случае изменения имущественного положения должника.

Интересно почитать:  Для ветеранов боевых действий есть льгота на преобритение топлива

В соответствии с Положением по ведению бухучета и отчетности в РФ № 34н п. 70, если до конца года, следующего за годом создания резерва, его величина не будет израсходована полностью, то остаток резерва подлежит включению в финансовые результаты отчетного года. Из этого следует, что если задолженность будет оставаться сомнительной на конец 2021, то неиспользованный остаток резерва должен быть отнесен на счет 91 субсчет «Прочие доходы». Требования ПБУ № 34н определяют, что сумма сомнительной задолженности должна быть снова учтена перед составлением годовой отчетности при формировании резерва на конец 2021 года.

Резерв по сомнительным долгам: проводки

Данный порядок расчетов четко прописан в ст 266 НК РФ. В ней указано, что налогоплательщик может создавать/проводить отчисления по любой задолженности. Исключение — проценты по кредитам. В этой же статье сказано, что создать резерв по сомнительным долгам можно только по итогам инвентаризации ДЗ в конце отчетного периода. Эта операция должна проводиться не ранее, чем возникло обязательство по уплате налогов. В учетной политике нужно отразить факт создания или отказа от формирования резерва. Сделать это нужно до начала года. Вносить какие-либо изменения в текущем периоде нельзя.

3. Согласно ПБУ РФ №34, если до конца периода, следующего после создания резерва, его величина не была полностью израсходована, то остаток должен быть включен в финрезультаты текущего периода. В рамках данного примера, если остаток не будет списан до 31.12.14, то он должен быть отнесен на прочие затраты (сч. 91-1). Но согласно этого же положения, в конце года должен быть снова создан резерв по сомнительным долгам. Проводки аналогичны выше рассмотренным. Ввиду неоднозначности требований эксперты рекомендуют не списывать долг полностью, а корректировать в ту или иную сторону.

Формируем резерв по сомнительным долгам в налоговом учете

Резерв по сомнительным долгам может быть использован организацией лишь на покрытие убытков от безнадежных долгов, то бухгалтер должен периодически проверять, не перешла ли какая-либо сомнительная задолженность в разряд безнадежных долгов. Если такая задолженность будет обнаружена, то она должна быть списана за счет резерва. Соответственно, в периоде признания задолженности безнадежной она уже не будет относиться на расходы. Обратите внимание: для понимания сути описываемых операций важно не путать списание суммы резерва (включение сформированного резерва в расходы) и использование резерва (уменьшение суммы сформированного резерва на сумму долгов, которые стали безнадежными).

Итак, организация образовала резерв, включив в него сомнительные долги в соответствие с приведенными выше правилами. Сумму резерва она включит в состав внереализационных расходов (то есть спишет) на 31 марта 2021 года (но с учетом корректировок, о них мы подробно расскажем далее). Обращаем внимание, в данном случае мы рассматриваем организации, для которых отчетными периодами по налогу на прибыль являются 1 квартал, полугодие и 9 месяцев.

Что представляет собой резерв по сомнительным долгам

Резерв по сомнительным долгам необходим для того, чтобы можно было в будущем, когда должники не возвращают долги, списать образовавшуюся дебиторскую задолженность. При этом данная задолженность должна быть признана сомнительной и невозможной к взысканию с должника. Также обязательным является учет резерва, который должен быть правильным и грамотным, а также постоянным для каждой компании. Для этого используется соответствующий счет 63, а при этом резервы относятся к прочим расходам фирмы.

Чаще всего долг относится к сомнительным в том случае, если не оплачивается спустя год после той даты, когда он должен быть возвращен. Именно поэтому каждая компания, которая предоставляет товары или услуги, а также работы с отсрочкой платежа, должна создавать резерв по сомнительным долгам. Данный резерв является обязательным для каждой такой организации, поэтому его отсутствие может стать причиной наложения штрафов налоговой инспекцией. Сегодня такой резерв относится не только к таким долгам, которые имеют отношение к уже отгруженным товарам или оказанным услугам, но и сюда относятся долг, который возник в результате того, что фирма перечислила своим поставщикам аванс за товары.

Расходы на создание резервов

При формировании суммы резерва необходимо пронести инвентаризацию всей дебиторской задолженности на последнее число отчетного (налогового) периода для определения срока возникновения задолженности исходя из условий договоров на основании закона, обычаев делового оборота и других условий. Инвентаризация проводится на основании приказа руководителя о проведении инвентаризации. Результаты инвентаризации оформляются актом.

Таким образом, необходимо рассчитать максимальный размер резерва и сравнить с ним сумму дебиторской задолженности, признанной сомнительной. Если установленный предел больше суммы всех сомнительных долгов, то резерв будет равен последней величине. Если же меньше суммы всех сомнительных долгов, то резерв создастся в размере допустимого предела.

Скачать образец бесплатно

При наличии сомнительных долгов в бухучете организация обязана создать одноименный резерв (п. 70 Положения по ведению бухучета и отчетности). И не имеет значения, создавался аналогичный резерв в налоговом учете или нет (письмо Минфина России от 16 мая 2021 г. № 03-03-06/1/295).Если организация относится к субъектам малого предпринимательства, то создавать резерв по сомнительным долгам ей также необходимо. Никаких особых указаний по освобождению малых предприятий от создания резерва пункт 70 Положения по ведению бухучета и отчетности не содержит.
Резерв не создавайте, когда в отношении просроченной дебиторской задолженности у организации на отчетную дату имеется уверенность в ее погашении (письмо Минфина России от 27 января 2021 г. № 07-02-18/01).
Ситуация: как определить платежеспособность должника (вероятность погашения дебиторской задолженности) в целях определения величины резерва по сомнительным долгам в бухучете
Однозначного ответа на этот вопрос законодательство не содержит.
Чтобы оценить платежеспособность должника, организация должна собрать доступную информацию о его деятельности. Например, для получения информации о возможной ликвидации должника в налоговой инспекции следует запросить выписку из ЕГРЮЛ.
Одним из источников информации о платежеспособности контрагента является его бухгалтерская отчетность (Бухгалтерский баланс и Отчет о прибылях и убытках). Получить ее можно по запросу в органах статистики. По данным отчетности рассчитывается ряд стандартных коэффициентов, значения которых отражают финансовое положение должника.
На основании полученных сведений принимается решение о величине резерва или о списании задолженности, нереальной для взыскания.
Признаки неплатежеспособности дебиторов (критерии вероятности погашения долгов), при наличии которых организация включает их задолженность в резерв по сомнительным долгам, можно закрепить в учетной политике для целей бухучета. Это следует из пунктов 6, 7 ПБУ 1/2021.
Резерв по сомнительным долгам в бухучете является оценочным значением. Его создание, увеличение или уменьшение в обязательном порядке должны отражаться в бухучете в составе расходов или доходов. Об этом сказано в пункте 4 ПБУ 21/2021.
Порядок формирования резерва
Порядок формирования резерва организация должна разработать самостоятельно и закрепить в учетной политике для целей бухучета.
Резерв по сомнительным долгам формируйте следующим образом:

  • определите задолженность контрагентов, которая не была погашена в сроки, определенные договорами, и не обеспечена необходимыми гарантиями (сомнительные долги);
  • отдельно по каждому сомнительному долгу определите сумму, на которую необходимо создать резерв, в зависимости от финансового состояния должника и оценки вероятности погашения долга полностью или частично.
Интересно почитать:  Чем Ипотечный Кредит Отличается От Потребительского Кредита

Такой порядок предусмотрен пунктом 70 Положения по ведению бухгалтерского учета и отчетности.
Ситуация: можно ли в бухучете формировать резерв по сомнительным долгам в порядке, установленном налоговым законодательством
Нет, нельзя.
При формировании резерва по сомнительным долгам важно учитывать, что правила его создания в бухгалтерском и налоговом учете имеют отличия, в частности:

  • по праву создания. В бухгалтерском учете создание резерва по сомнительным долгам является обязанностью (абз. 1 п. 70 Положения по ведению бухгалтерского учета и отчетности). В налоговом учете создание такого резерва является правом, причем воспользоваться таким правом организация сможет, если будет применять метод начисления (п. 3 ст. 266 НК РФ);
  • по предмету задолженности. В бухучете резервы создаются по любой дебиторской задолженности, признаваемой организацией сомнительной (п. 70 Положения по ведению бухгалтерского учета и отчетности). В налоговом учете резервы создаются только по задолженности покупателей и заказчиков за продукцию, товары, работы и услуги (абз. 1 п. 1 ст. 266 НК РФ). Например, в налоговом учете нельзя формировать резерв по договору займа (письмо Минфина России от 12 мая 2021 г. № 03-03-06/1/318);
  • по сроку возникновения задолженности. В бухучете сомнительной может быть признана не только задолженность с наступившим сроком погашения, но и задолженность, срок погашения которой еще не наступил (абз. 2 п. 70 Положения по ведению бухгалтерского учета и отчетности). В налоговом учете к сомнительной задолженности относится задолженность, которая не погашена в сроки, предусмотренные договором (п. 1 ст. 266 НК РФ).

Таким образом, разница в методологии учета резервов по сомнительным долгам в бухгалтерском и налоговом учете не позволяет формировать в бухучете резервы по правилам статьи 266 Налогового кодекса РФ.
Бухучет
Отчисления в резерв по сомнительным долгам учитываются в составе прочих расходов (п. 11 ПБУ 10/99). Операции, связанные с созданием и использованием резерва по сомнительным долгам, учитываются на счете 63 «Резервы по сомнительным долгам».
Создание, а также периодические отчисления в резерв в бухучете отражайте проводкой:
Дебет 91-2 Кредит 63
– создан (увеличен) резерв по сомнительным долгам.
Покупатель может погасить задолженность, по которой организация создавала резерв, полностью или частично. В этом случае восстановите часть резерва, которая относится к этой задолженности. В бухучете сделайте проводки:
Дебет 51 (50) Кредит 62
– погашена задолженность покупателя (заказчика);
Дебет 63 Кредит 91-1
– восстановлен резерв в части погашенной дебиторской задолженности.
Аналитический учет дебиторской задолженности по счету 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» организуйте таким образом, чтобы была возможность получить всю необходимую информацию о задолженности, которая не оплачена в срок. Такие требования установлены Инструкцией к плану счетов.
Ситуация: с какой периодичностью нужно делать отчисления в резерв по сомнительным долгам в бухучете
Однозначного ответа на этот вопрос законодательство не содержит.
Отчисления в резерв по сомнительным долгам являются изменением оценочного значения (п. 4 ПБУ 21/2021). Изменения оценочных значений отражаются в бухучете в составе расходов того отчетного периода, в котором эти изменения произошли. Таким образом, отчисления в резерв нужно отражать в бухучете с той периодичностью, с которой организация формирует бухгалтерскую отчетность: ежеквартально или ежемесячно (ст. 14 Закона от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ).
Ситуация: как отразить разницу между бухгалтерским и налоговым учетом, если в налоговом учете резерв по сомнительным долгам не создавался
Разницу отразите как временную.
Это объясняется следующим.
Отчисления в резерв по сомнительным долгам отражаются в качестве прочих расходов с использованием счета 91 «Прочие доходы и расходы», поэтому в бухучете созданный резерв уменьшает бухгалтерскую прибыль отчетного периода. Если в налоговом учете резерв не создается, то, соответственно, расходов в отчетном налоговом периоде не возникает. В таком случае между бухгалтерской прибылью (убытком) и налогооблагаемой прибылью (убытком) возникает разница (п. 3 ПБУ 18/02). Расходы, связанные с созданием резерва в текущем отчетном периоде, оказывают влияние на прибыль (убыток) последующих отчетных периодов, в которых задолженность либо будет погашена, либо будет списана как безнадежная. Следовательно, разница, возникающая в бухучете, по своему определению является временной (п. 8 ПБУ 18/02).
Временная разница, возникающая в периоде создания резерва по сомнительным долгам, приводит к образованию отложенного налогового актива, который уменьшает сумму налога на прибыль, подлежащего уплате в бюджет в следующем за отчетным или в последующих отчетных периодах (п. 11 ПБУ 18/02).
В бухучете возникновение отложенного налогового актива отразите проводкой:
Дебет 09 Кредит 68 субсчет «Расчеты по налогу на прибыль»
– отражен отложенный налоговый актив.
В дальнейшем созданный резерв может быть:

  • восстановлен при погашении задолженности. При этом сумма восстановленного резерва включается в состав прочих доходов с отражением на счете 91 «Прочие доходы и расходы»;
  • восстановлен в связи с отсутствием оплаты со стороны покупателя по итогам года, следующего за годом создания резерва (абз. 4 п. 70 Положения по ведению бухгалтерского учета и отчетности). Сумма восстановленного резерва включается в состав прочих доходов на счет 91 «Прочие доходы и расходы»;
  • использован, то есть за счет резерва будет списана безнадежная дебиторская задолженность (п. 77 Положения по ведению бухгалтерского учета и отчетности).

В периодах восстановления (использования) резерва ранее возникшая временная разница будет уменьшена или полностью погашена. Это связано с тем, что в случае восстановления резерва в бухучете возникнут доходы, которые не будут признаны в налоговом учете. А в случае использования резерва в налоговом учете возникнут расходы (п. 7 ст. 265 НК РФ), которые уже были признаны в бухучете в периоде создания резерва (п. 18 ПБУ 10/99). При уменьшении или полном погашении временной разницы соответствующим образом будет уменьшаться или полностью погашаться отложенный налоговый актив. Такой порядок следует из пункта 17 ПБУ 18/02.

Одним из обязательных условий трудового договора является место работы. При этом Трудовой кодекс не поясняет, как именно его следует указывать. На практике кто-то приводит наименование организации, кто-то вдобавок отражает ее местонахождение, то есть адрес. Как результат, часто возникают споры – между работником и работодателем, между работодателем и контролирующими органами. Как избежать ошибок? Давайте разбираться.

Ссылка на основную публикацию