Переход к упрощенной системе налогообложения осуществляется организациями

Переход к упрощенной системе налогообложения осуществляется организациями

32) периодические (текущие) платежи за пользование правами на результаты интеллектуальной деятельности и средствами индивидуализации (в частности, правами, возникающими из патентов на изобретения, промышленные образцы и другие виды интеллектуальной собственности);

23) расходы по оплате стоимости товаров, приобретенных для дальнейшей реализации (уменьшенные на величину расходов, указанных в подпункте 8 настоящего пункта), а также расходы, связанные с приобретением и реализацией указанных товаров, в том числе расходы по хранению, обслуживанию и транспортировке товаров;

Упрощенная система налогообложения

  • на дату перехода на УСН в налоговую базу включаются суммы денежных средств, полученные до перехода на упрощенную систему налогообложения в оплату по договорам, исполнение которых налогоплательщик осуществляет после перехода на упрощенную систему налогообложения;
  • не включаются в налоговую базу денежные средства, полученные после перехода на УСН, если по правилам налогового учета по методу начислений указанные суммы были включены в доходы при исчислении налоговой базы по налогу на прибыль организаций;
  • расходы, осуществленные налогоплательщиком после перехода на УСН, признаются расходами, вычитаемыми из налоговой базы, на дату их осуществления, если оплата таких расходов была осуществлена в течение периода применения общего режима налогообложения, либо на дату оплаты, если оплата была осуществлена после перехода организации на УСН;
  • не вычитаются из налоговой базы денежные средства, уплаченные после перехода на УСН в оплату расходов организации, если до перехода на УСН такие расходы были учтены при исчислении налоговой базы по налогу на прибыль организаций.
  • включают в состав доходов доходы в сумме выручки от реализации товаров в период применения УСН, оплата которых не произведена до даты исчисления налоговой базы по налогу на прибыль по методу начисления;
  • расходы, осуществленные налогоплательщиком при применении УСН, признаются расходами, если они не были оплачены на дату перехода на исчисление налоговой базы по налогу на прибыль по методу начисления.

Убыток, полученный налогоплательщиком при применении иного режима налогообложения, не принимается при переходе на упрощенную систему налогообложения. Убыток, полученный налогоплательщиком при применении упрощенной системы налогообложения, не применяется при переходе на общий режим налогообложения.

Переход к упрощенной системе налогообложения осуществляется организациями

Порядок определения доходов регулируется статьей 346.15 НК РФ. Доходы определяются в порядке, близком для определения доходов по налогу на прибыль и НДФЛ. Особенность состоит в том, что доходы определяются кассовым методом — то есть по мере поступления денежных средств (ст. 346.17 НК РФ).

Если по итогам отчетного (налогового) периода доходы налогоплательщика, превысили 20 млн. рублейи (или) в течение отчетного (налогового) периода допущено несоответствие требованиям, установленным Кодексом, такой налогоплательщик считается утратившим право на применение упрощенной системы налогообложения с начала того квартала, в котором допущены указанное превышение и (или) несоответствие указанным требованиям.

Переход на упрощенную систему налогообложения УСН

Пример 1. Общество с ограниченной ответственностью в 2021 г. применяет УСН. Критерии, установленные законодательством для возможности работы по упрощенной системе, не нарушаются. Подавать заявление о переходе на УСН в конце 2021 г. на 2021 г. данному налогоплательщику не следует.

Отказ постфактум. Как показывает практика, наличие письменного уведомления налогового органа о праве применения УСН не всегда ограждает налогоплательщика от последующих претензий проверяющих. В некоторых случаях налоговые органы заявляют о необоснованности применения системы налогообложения, ранее ими же разрешенной к применению. В этом случае следует отстаивать свою правоту в суде.
Федеральный Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа, рассматривая такой иск (Постановление от 12.03.2021 N А33-1275/08-Ф02-874/09), принял во внимание следующие факты:
— предприниматель с момента регистрации в этом качестве представлял в налоговую инспекцию декларации по единому налогу;
— доказательств того, что предприниматель на протяжении ряда лет относился к налогоплательщикам, не имеющим право на применение УСН, налоговой инспекцией не представлено;
— материалами дела подтверждается получение предпринимателем уведомления налоговой инспекции о возможности применения УСН.
Отказ в связи с несоответствием налогоплательщика законодательно установленным критериям. Случается, что налоговый орган ошибочно дает разрешение на право применения УСН, несмотря на то что хозяйствующий субъект не имеет законных оснований применять данную систему налогообложения. Налогоплательщик, добросовестно заблуждаясь, применяет УСН. Но по прошествии какого-то, зачастую длительного, времени налоговый орган вдруг обнаруживает, что выдал разрешение ошибочно и требует уплатить налоги по общей системе налогообложения с огромными штрафами.
К таким ситуациям у судов нет единого подхода.
Например, ФАС Поволжского округа в Постановлении от 17.07.2021 по делу N А57-210/08-33 признал требования налоговой инспекции необоснованными, поскольку в данном случае действия самого налогового органа привели к применению УСН налогоплательщиком.
Федеральный Арбитражный суд Северо-Западного округа в Постановлении от 07.05.2021 по делу N А42-8932/2021 исходил из обратного. Суд указал, что в силу установленного Налоговым кодексом РФ запрета организация не вправе была применять УСН в спорном периоде. Право на применение УСН связано с соответствием налогоплательщика требованиям, указанным в ст. 346.12 НК РФ, а не с фактом направления уведомления налоговой инспекцией. Кроме того, уведомление налогового органа о переходе на УСН не носит характер разъяснения по вопросам применения налогового законодательства.
Отказ по основаниям, не предусмотренным законодательно. Изначально оговорим, что налоговый орган не вправе отказать в переходе на УСН по основаниям иным, чем предусмотренные гл. 26.2 НК РФ.
Представим ситуацию: предприятие решило перейти на УСН и подало соответствующее заявление в налоговый орган 15 февраля, а 3 марта получило отказ налогового органа по своему заявлению. Мотивом отказа послужило наличие за ним задолженности перед бюджетом по НДФЛ в сумме 6 руб.
В данной ситуации налоговый орган был не вправе по данному основанию отказывать в переходе на упрощенную систему, поскольку это не предусмотрено гл. 26.2 НК РФ.

Интересно почитать:  Отражение в бухгалтерском учете пени проводки

Переход на упрощенную систему налогообложения (стр

Приказом МНС Российской Федерации от 19 сентября 2021 года №ВГ-3-22/495 «Об утверждении форм документов для применения упрощенной системы налогообложения» утверждены формы документов для применения упрощенной системы налогообложения. Помимо Заявления о переходе на упрощенную систему налогообложения формы №26.2-1, которое подается налогоплательщиком в налоговый орган, утверждены также формы №26.2-2 «Уведомление о возможности применения упрощенной системы налогообложения» и №26.2-3 «Уведомление о невозможности применения упрощенной системы налогообложения».

До 2021 года вновь зарегистрированные индивидуальные предприниматели, изъявившие желание перейти на упрощенную систему налогообложения, вправе были подать заявление о переходе на УСН одновременно с подачей заявления о постановке на учет в налоговых органах (пункт 2 статьи 346.13 НК РФ). В этом случае индивидуальные предприниматели вправе были применять упрощенную систему налогообложения в текущем календарном году с момента регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя.

Электронная библиотека

Если организация нанимает для осуществления деятельности работников, то они автоматически становятся налоговыми агентами по налогу на доходы физических лиц (ст. 226 НК РФ). Организации, не являясь плательщиками налога на доходы, обязаны исчислить, удержать и перечислить в бюджет налог на доходы за своих работников.

По результатам рассмотрения заявления налоговый орган дает ответ и уведомляет организацию о возможности или невозможности применения упрощенной системы. Такое уведомление налоговый орган должен вручить в месячный срок со дня представления заявления о переходе на упрощенную систему налогообложения.

Переход на упрощенную систему налогообложения

На указанный коэффициент-дефлятор подлежит индексации величина предельного размера доходов по итогам 9 месяцев 2021 года (15 млн. руб.), ограничивающая право перехода организаций на упрощенную систему налогообложения с 1 января 2021 года, а также величина предельного размера доходов налогоплательщика по итогам отчетного (налогового) периода 2021 года, не превышающая 20 млн. рублей.

Это правило НК РФ налоговые органы всегда трактовали следующим образом. Если заявление о переходе на упрощенную систему подано после заявления о постановке на налоговый учет, то в текущем году упрощенную систему применять уже нельзя, опоздавшим налогоплательщикам придется дожидаться следующего года.

Нормативное регулирование упрощенной системы учета и налогообложения

организации, в которых доля непосредственного участия других организаций составляет более 25%. Данное ограничение не распространяется на организации, уставный капитал которых полностью состоит из вкладов общественных организаций инвалидов, если среднесписочная численность инвалидов среди их работников составляет не менее 50%, а их доля в фонде оплаты труда — не менее 25%;

В период применения УСН бухгалтерский учет и отчетность ведутся налогоплательщиком в порядке, предусмотренном законодательством о бухгалтерском учете, нормативными актами, регулирующими соответствующие вопросы. Напомним в этой связи, что бухгалтерский учет представляет собой формирование (упорядоченную совокупность процедур по формированию) документированной систематизированной информации об объектах, подлежащих такому учету (учетной документации), в соответствии с требованиями, установленными законодательством, и последующее составление на ее основе бухгалтерской отчетности (отчетной документации). Последняя, в свою очередь, есть не что иное, как документированная (и соответствующим образом систематизированная) информация, включающая сведения о финансовом положении экономического субъекта на отчетную дату, финансовом результате его деятельности и движении денежных средств за отчетный период.

Как перейти на упрощенную систему налогообложения

Не путайте в данном случае налоговый и бухгалтерский учет. В регистр налогового учета по единому налогу следует перенести остаточную стоимость основных средств из налогового регистра по учету амортизируемого имущества, который ведется для налога на прибыль. При этом следует продолжать вести бухгалтерский учет основных средств.

В течение двадцати дней после окончания срока подачи Заявления (30 ноября), то есть до 20-го декабря налогоплательщики еще имеют право передумать и изменить свое решение о выборе объекта налогообложения. Это дополнение еще раз подчеркивает, насколько важен для налогоплательщика этот выбор.

Переход юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на упрощенную систему налогообложения

Выбор объекта налогообложения осуществляется налогоплательщиком самостоятельно, до начала налогового периода, в котором он намерен применять УСН. Организации и индивидуальные предприниматели, изъявившие желание перейти на упрощенную систему налогообложения, подают заявление об этом в налоговый орган по месту своего нахождения не позднее 31 декабря календарного года, предшествующего календарному году, начиная с которого они переходят на упрощенную систему налогообложения.

Упрощенную систему налогообложения вправе применять индивидуальные предприниматели, а также коммерческие и некоммерческие организации любых форм — как вновь созданные, так и уже существующие, если по итогам девяти месяцев года, в котором организация или предприниматель подает заявление о переходе на упрощенную систему, доход от реализации, определяемый в соответствии со статьей 248 НК РФ, не превысил 45 млн. рублей (без учета НДС), за исключением:
1) организаций, имеющих филиалы;
2) банков;
3) страховщиков;
4) негосударственных пенсионных фондов;
5) инвестиционных фондов;
6) профессиональных участников рынка ценных бумаг;
7) ломбардов;
8) организаций и индивидуальных предпринимателей, занимающиеся производством подакцизных товаров, а также добычей и реализацией полезных ископаемых, за исключением общераспространенных полезных ископаемых;
9) организаций, осуществляющие деятельность по организации и проведению азартных игр;
10) нотариусов, занимающиеся частной практикой, адвокатов, учредившие адвокатские кабинеты, а также иные формы адвокатских образований;
11) организаций, являющихся участниками соглашений о разделе продукции;
12) организаций и индивидуальных предпринимателей, перешедших на систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог) в соответствии с главой 26.1 настоящего Кодекса;
13) организаций, в которых доля участия других организаций составляет более 25 процентов. Данное ограничение не распространяется:
на организации, уставный капитал которых полностью состоит из вкладов общественных организаций инвалидов, если среднесписочная численность инвалидов среди их работников составляет не менее 50 процентов, а их доля в фонде оплаты труда — не менее 25 процентов;
на некоммерческие организации, в том числе организации потребительской кооперации, осуществляющие свою деятельность в соответствии с Законом Российской Федерации от 19 июня 1992 года N 3085-1 «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации», а также на хозяйственные общества, единственными учредителями которых являются потребительские общества и их союзы, осуществляющие свою деятельность в соответствии с указанным Законом;
на учрежденные в соответствии с Федеральным законом от 23 августа 1996 года N 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике» бюджетными и автономными научными учреждениями хозяйственные общества и хозяйственные партнерства, деятельность которых заключается в практическом применении (внедрении) результатов интеллектуальной деятельности (программ для электронных вычислительных машин, баз данных, изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, селекционных достижений, топологий интегральных микросхем, секретов производства (ноу-хау), исключительные права на которые принадлежат указанным научным учреждениям (в том числе совместно с другими лицами);
на учрежденные в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2021 года N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» образовательными организациями высшего образования, являющимися бюджетными и автономными учреждениями, хозяйственные общества и хозяйственные партнерства, деятельность которых заключается в практическом применении (внедрении) результатов интеллектуальной деятельности (программ для электронных вычислительных машин, баз данных, изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, селекционных достижений, топологий интегральных микросхем, секретов производства (ноу-хау), исключительные права на которые принадлежат указанным образовательным организациям (в том числе совместно с другими лицами);
14) организаций и индивидуальных предпринимателей, средняя численность работников которых за налоговый (отчетный) период, определяемая в порядке, устанавливаемом федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области статистики, превышает 100 человек;
16) организаций, у которых остаточная стоимость основных средств, определяемая в соответствии с законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете, превышает 100 млн. рублей. В целях настоящего подпункта учитываются основные средства, которые подлежат амортизации и признаются амортизируемым имуществом в соответствии с главой 25 настоящего Кодекса;
17) казенных и бюджетных учреждений;
18) иностранных организаций;
19) организаций и индивидуальных предпринимателей, не уведомивших о переходе на упрощенную систему налогообложения в сроки, установленные пунктами 1 и 2 статьи 346.13 Налогового кодекса;
20) микрофинансовых организаций;
21) частных агентств занятости, осуществляющих деятельность по предоставлению труда работников (персонала).

Интересно почитать:  Сколько стоит оформить куплю продажу земельного участка

ПЕРЕХОД НА УПРОЩЕННУЮ СИСТЕМУ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ

При этом суммы налогов, подлежащих уплате при использовании иного режима налогообложения, исчисляются и уплачиваются в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации о налогах и сборах для вновь созданных организаций или вновь зарегистрированных индивидуальных предпринимателей. Указанные в настоящем абзаце налогоплательщики не уплачивают пени и штрафы за несвоевременную уплату ежемесячных платежей в течение того квартала, в котором эти налогоплательщики перешли на иной режим налогообложения (п. 4.1. ст. 346.13 НК РФ).

Согласно разъяснению, содержащемуся в письме ФНС России от 02.12.2021 № ШС-22-3/906@, в случае, если налогоплательщик, применяющий упрощенную систему налогообложения, начинает осуществлять вид предпринимательской деятельности, подпадающий под уплату ЕНВД, за ним сохраняется право применять УСН в отношении предпринимательской деятельности, не подпадающей под налогообложение единым налогом на вмененный доход. При этом применение упрощенной системы налогообложения не обусловлено обязательным наличием доходов в конкретном отчетном (налоговом) периоде. Поэтому если налогоплательщик, совмещающий два режима налогообложения, не получает в отчетном (налоговом) периоде доходы от предпринимательской деятельности, не подпадающей под налогообложение ЕНВД (не осуществляет иные виды предпринимательской деятельности), он не утрачивает права на применение упрощенной системы налогообложения.

Упрощенная система налогообложения (для организаций)

Это может случиться, если по итогам отчетного (налогового) периода доходы организации превысят определенный лимит. Его общая сумма установлена в размере 20 млн. руб. (п. 4 ст. 346.13 Кодекса). Однако эта величина ежегодно индексируется на коэффициент-дефлятор. На 2021 г. он установлен в размере 1,538. А это означает, что в 2021 г. размер дохода будет ограничен суммой, равной 30 760 тыс. руб. (20 млн. руб. x 1,538).

1. Доходы и расходы, выраженные в иностранной валюте, надо учитывать вместе с доходами и расходами, выраженными в рублях. Для этого их нужно пересчитать в рубли по официальному курсу ЦБ РФ, установленному соответственно на дату получения доходов и (или) дату осуществления расходов. Такой порядок прописан в п. 3 ст. 346.18 Кодекса.

Ссылка на основную публикацию