Воздушные Морские Суда Является

Воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания

2. Ценности — драгоценные металлы и (или) драгоценные камни. К драгоценным металлам относится: золото, серебро, платина и металлы платиновой группы в самородном и аффинированном (т.е. очищенном) виде, а также в сырье, сплавах, полуфабрикатах, промышленных продуктах, химических соединениях, ювелирных и иных изделиях, монетах, ломе и отходах производства и потребления, а к драгоценным камням — алмазы, изумруды, рубины, сапфиры и александриты, а также природный жемчуг в сыром (естественном) и обработанном виде. К драгоценным камням приравниваются уникальные янтарные образования в порядке, установленном Правительством РФ .

3. Культурные ценности. В соответствии со ст. 51 Основ законодательства Российской Федерации о культуре хранящиеся в государственных и муниципальных музеях, картинных галереях, библиотеках, архивах и других государственных организациях культуры культурные ценности не могут быть сданы под залог .

Морские, воздушные суда, суда внутреннего плавания и космические объекты как разновидность недвижимости

Государственную регистрацию государственных воздушных судов авиации Вооруженных Сил Российской Федерации осуществляет Главное командование Военно-воздушных сил (Управление технической эксплуатации и войскового ремонта авиационной техники и вооружения Военно-воздушных сил), а государственных воздушных судов других федеральных органов исполнительной власти и организаций проводят федеральные органы исполнительной власти и организаций, осуществляющие организацию деятельности и оперативное управление деятельностью подведомственной им государственной авиации.

Понятие и виды упомянутых транспортных средств, рассматриваемых в качестве недвижимости, раскрываются в соответствующих транспортных уставах и кодексах. В транспортных уставах и кодексах также указывается, на какие транспортные средства регистрируются права, и устанавливается порядок их регистрации.

Не все воздушные суда относятся к недвижимости

В соответствии с п.1 ст.33 Воздушного кодекса РФ (далее – ВК РФ), воздушные суда, предназначенные для выполнения полетов, подлежат государственной регистрации. В этом же пункте говорится об общем порядке государственной регистрации гражданских воздушных судов, об особом порядке государственной регистрации сверхлегких гражданских воздушных авиации общего назначения, а также о порядке государственной регистрации государственных воздушных судов. Из буквального толкования данной нормы следует, что государственной регистрации подлежат все гражданские и государственные воздушные суда, предназначенные для выполнения полетов. Следовательно, по замыслу законодателя, все воздушные суда – это недвижимые вещи.

Интерес представляет порядок государственной регистрации сверхлегких гражданских воздушных судов авиации общего назначения, установленный приказом Минтранса РФ от 18.11.2011 №287. В соответствии с абз.2 п.2 Порядка, метеорологические шары-пилоты, неуправляемые аэростаты, а также сверхлегкие воздушные суда с массой конструкции 115 кг и менее (без учета веса авиационных средств спасания) государственной регистрации не подлежат. Как представляется, вопрос о правомерности полного исключения Минтрансом РФ из требования о государственной регистрации воздушных судов данной категории, является достаточно дискуссионным. Также отметим, что Воздушный кодекс РФ в п.1 ст.33 говорит о том, что гражданские воздушные суда подлежат государственной регистрации, а уполномоченный орган компетентен только установить порядок (регламент) этой регистрации.

Статья 130

Признание судов и космических объектов, т.е. предметов, экономически и по другим основаниям предназначенных для движения (движимых по природе), недвижимыми вещами имеет основной целью распространение на эти объекты правового режима недвижимости. Практически в данном случае используется такое юридико-техническое средство, как фикция: факт действительности «подводится» под понятие (формулу), прямо противоречащее данному факту (суда и космические объекты являются вещами движимыми, но закон объявляет их недвижимостью).

Вряд ли такой подход можно признать правильным. Деление вещей на движимые и недвижимые обусловлено объективно существующими различиями между этими двумя видами вещей (природой этих вещей). Неподвижность недвижимого имущества противопоставляется мобильности движимого, и такое различие имеет, несомненно, правовые последствия .

Воздушные Морские Суда Является

Необходимость отнесения к недвижимому имуществу морских, воздушных судов, судов внутреннего плавания, космических объектов анализировалась как современными, так и дореволюционными юристами. Так, А.С. Звоницким было отмечено следующее: «Также в особом положении при закладе находятся речные и морские суда. Тогда как строения, будучи по существу имуществами недвижимыми, при известных условиях причисляются юридически к движимым, суда, наоборот, являются по существу движимыми имуществами, но обладают некоторыми юридическими свойствами недвижимых».

Как уже отмечалось, к вещам, считающимся недвижимыми в силу закона, относятся воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания, космические объекты (летательные аппараты, сделанные и запущенные в космическое пространство человеком). Перечень, приведенный в п. 2 ст.130 ГК РФ, не является исчерпывающим. К числу такого рода недвижимых вещей законом могут быть отнесены и иные объекты. Важнейшим условием для предоставления названным объектам правового статуса недвижимых вещей служит необходимость их государственной регистрации и регистрации прав на этот вид недвижимости и сделок с ней. Государственная регистрация морских судов, судов внутреннего плавания, а также прав на них проводится специализированными государственными органами и организациями, предусмотренными Кодексом торгового мореплавания Российской Федерации от 30 апреля 1999 г. N 81-ФЗ (с изменениями от 26 мая 2001 г., 30 июня 2003 г., 2 ноября 2004 г., 20 декабря 2005 г., 4 декабря 2006 г.) и Кодексом внутреннего водного транспорта Российской Федерации от 7 марта 2001 г. N 24-ФЗ (с изменениями от 5 апреля, 30 июня 2003 г., 29 июня 2004 г., 4, 18 декабря 2006 г.).

Что отнести к объектам недвижимости

Ответ: По нашему мнению, любые суда, зарегистрированные в Государственном судовом реестре, реестре арендованных иностранных судов, Российском международном реестре судов, реестре строящихся судов, судовой книге являются недвижимым имуществом.
Однако объектом обложения налогом на имущество организаций являются только те объекты, которые учтены на балансе организации в качестве основных средств (п. 1 ст.374 НК РФ). Поэтому суда, зарегистрированные в реестре строящихся судов (т.е. суда не готовые к эксплуатации), реестре арендованных иностранных судов, а так же суда, предназначенные для реализации (учитываемые на балансе в качестве товара) объектом обложения не являются, т.к. не соответствуют критериям основного средства (п. 4 ПБУ 6/01).
Кроме того не являются объектом обложения налогом на имущество организаций суда, зарегистрированные в Российском международном реестре судов» (п.п. 7 п. 4 ст. 374 НК РФ), ледоколы и суда с ядерными энергетическими установками и суда атомно-технологического обслуживания (п.п. 5 п. 4 ст. 374 НК РФ).
Так же заметим, что не подлежат государственной регистрации (а значит, не являются объектами недвижимости) суда массой до 200 килограмм включительно и мощностью двигателей (в случае установки) до 8 киловатт включительно, а также спортивные парусные суда, длина которых не должна превышать 9 метров, которые не имеют двигателей и на которых не оборудованы места для отдыха (п.1.1. ст.16 КВВТ РФ)

Обоснование: Согласно абз. 2 п. 1 ст. 130 Гражданского кодекса РФ (далее — ГК РФ) к недвижимым вещам относятся также подлежащие государственной регистрации воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания, космические объекты. Законом к недвижимым вещам может быть отнесено и иное имущество.
В соответствии с Кодексом внутреннего водного транспорта Российской Федерации (далее — КВВТ) судном признается самоходное или несамоходное плавучее сооружение, используемое в целях судоходства, в том числе судно смешанного (река — море) плавания, паром, дноуглубительный и дноочистительный снаряды, плавучий кран и другие технические сооружения подобного рода.
Судно внутреннего плавания — судно, предназначенное для эксплуатации на внутренних водных путях. Такое определение дано в п. 1.2.16 Санитарных правил и норм СанПиН 2.5.2-703-98 «2.5.2. Водный транспорт. Суда внутреннего и смешанного (река — море) плавания» А из статьи 3 «Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации» от 30.04.1999 № 81-Ф можно сделать вывод, что морские суда предназначены для эксплуатации как по морским путям, так и по внутренним водным путям. Данные характеристики «морского судна» соответствуют определению «судна смешанного плавания (река-море)». Согласно ст. 3 КВВТ РФ и п. 1.2.17 Санитарных правил и норм СанПиН 2.5.2-703-98 под судном смешанного (река — море) плавания так же понимается судно, которое по своим техническим характеристикам пригодно и в установленном порядке допущено к эксплуатации в целях судоходства по морским и внутренним водным путям (имеющее класс Морского Регистра Судоходства или Российского Речного Регистра).
К плаванию по внутренним водным путям Российской Федерации допускаются суда, зарегистрированные в установленном порядке в Государственном судовом реестре Российской Федерации, реестре арендованных иностранных судов или судовой книге. (п. 5 Правил плавания по внутренним водным путям Российской Федерации, утв. » Приказом Минтранса РФ от 14.10.2002 № 129)
Таким образом, можно сказать, что к судам внутреннего и морского плавания могут относиться практически любые суда, даже небольшие катера и яхты, предназначенные для эксплуатации на внутренних водных путях и зарегистрированные в соответствующем реестре или судовой книге.
В соответствии с п. 1 ст. 4 Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (далее — Закон № 122-ФЗ) государственной регистрации подлежат право собственности и другие вещные права на недвижимое имущество и сделки с ним, за исключением прав на воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания и космические объекты. В силу абз. 2 п. 1 ст. 33 Закона № 122-ФЗ впредь до принятия соответствующих федеральных законов, основанных на положениях п. 1 ст. 131 ГК РФ, применяется действующий порядок регистрации прав на воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания, космические объекты.
На основании п.3 ст.16 КВВТ РФ под государственной регистрацией судна и прав на него понимается акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на судно в соответствии с гражданским законодательством. Судно подлежит государственной регистрации в одном из указанных реестров судов Российской Федерации: (п.1 ст.16 КВВТ РФ):

  • Государственном судовом реестре;
  • реестре маломерных судов;
  • реестре арендованных иностранных судов;
  • Российском международном реестре судов;
  • реестре строящихся судов.
Интересно почитать:  Если не пускать приставов для ареста имущества

К сведению! Не подлежат государственной регистрации (а значит не являются объектами недвижимости) суда массой до 200 килограмм включительно и мощностью двигателей (в случае установки) до 8 киловатт включительно, а также спортивные парусные суда, длина которых не должна превышать 9 метров, которые не имеют двигателей и на которых не оборудованы места для отдыха (п.1.1. ст.16 КВВТ РФ).

Какие существуют типы воздушных судов

Воздушное судно – это транспортное средство для передвижения людей и транспортировки грузов по воздуху. Пассажирский самолет, пожалуй, самый популярный представитель воздушных судов, но существуют и другие. Вертолеты, дирижабли и воздушные шары – все это примеры разного типа воздушных судов.

Очень часто классический самолет с двигателем внутреннего сгорания и самолет на реактивной тяге относят к разному типу воздушных судов. Самолет на реактивной тяге – это все тот же классический самолет, только с другим типом двигателя. В своей работе такие двигатели требуют особое топливо, сильно отличающееся от того, которое используют другие виды самолетов. Реактивные самолеты наиболее предпочтительны для полетов на большой высоте, с высокой скоростью и на дальние расстояния.

Правовое положение воздушных, морских судов и судов внутреннего плавания как объектов недвижимости

В соответствии с п. 1 ст. 14 КТМ собственник судна вправе также передать его доверительному управляющему по договору доверительного управления судном на срок, не превышающий пяти лет, для осуществления управления судном за вознаграждение в интересах собственника (за исключением судов, находящихся в хозяйственном ведении или оперативном управлении, которые не могут быть переданы в доверительное управление). При этом сама по себе передача судна в доверительное управление не влечет за собой перехода права собственности на него к доверительному управляющему. Такая передача судна подлежит обязательной регистрации в Государственном судовом реестре или судовой книге.

В соответствии со статьей 51 Федерального закона от 21.07.1997 N 119-ФЗ «Об исполнительном производстве» (действовавшего в спорный период) арест налагается на имущество должника. В нарушение законодательства судебный пристав-исполнитель, не имея никаких доказательств права собственности должника (Совета КРО) на спорные самолеты, наложил арест на имущество, не принадлежащее должнику.

Воздушные Морские Суда Является

Согласно действующему российскому законодательству (статья 130 Гражданского Кодекса), воздушные суда (например, самолеты и вертолеты), подлежащие государственной регистрации, считаются недвижимым имуществом. Конечно, по своей физической природе и по функциональному назначению самолет и здание – это разные вещи. Поэтому, из-за своих функциональных и конструктивных свойств, все воздушные суда целесообразнее рассматривать как один из классов машин и оборудования, который требует своих методов оценки.

Оценка воздушных судов (самолетов, вертолетов и пр.) может проводиться, в частности, для передачи судна в залог, для взноса в уставный капитал, для определения таможенной стоимости воздушного судна при его ввозе на территорию Российской Федерации. Результатом работы оценщика является письменный отчет об оценке воздушного судна (самолета, вертолета), составленный в соответствие с требованиями российского законодательства.

Воздушное судно как движимое имущество

Подписка на материалы ATO.RU предоставляет доступ ко всем закрытым материалам сайта:

  • — уникальному контенту — новостям, аналитике, инфографике — каждый день создаваемому редакцией ATO.RU;
  • — расширенным версиям статей и интервью, опубликованных в бумажной версии журнала «Авиатранспортное обозрение»;
  • — всему архиву журнала «Авиатранспортное обозрение» с 1999 года по текущий момент;
  • — каждому новому номеру журнала «Авиатранспортное обозрение» до выхода бумажной версии из печати и доставки его подписчикам.

Вопросы, связанные с платным доступом, направляйте на адрес paywall@ato.ru

В соответствии с п.1 статьи 8 Конституции Российской Федерации, принятой на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г., в Российской Федерации гарантируются единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности, статьей 34 Конституции Российской Федерации, каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности. Эти нормы также дополняются нормами федеральных законов и подзаконных нормативных актов, которые конкретизируют указанные гарантии. Согласно ст. 2 Федерального закона от 8 января 1998 г. N 10-ФЗ «О государственном регулировании развития авиации», Целями государственного регулирования развития авиации являются содействие экономическому развитию Российской Федерации; развитие и расширение международного сотрудничества Российской Федерации в интересах дальнейшей интеграции Российской Федерации в систему мировых хозяйственных связей; создание системы лизинга российской гражданской авиационной техники как основы обновления парка летательных аппаратов, создание выгодных экономических условий российским и иностранным юридическим лицам, а также физическим лицам для вложения средств в приобретение указанной авиационной техники. Также согласно п. «ж» ч.2 Указа Президента Российской Федерации 7 мая 2012 года N 601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления», до 1 января 2013 г. Должна быть обеспечена замена в отдельных отраслях экономики избыточных и (или) неэффективных административных механизмов государственного контроля альтернативными рыночными механизмами. Данные нормы в их системной взаимосвязи создают правовую основу для ликвидации обременительных, мешающих развитию авиации юридических процедур, некоторые из которых не только не отвечают целям развития отрасли или охраны публичного и частного интереса, но и создают коррупционные риски. К такого рода избыточным и противоречащим международной правовой практике механизмам государственного контроля в сфере авиации следует отнести существование государственной регистрации прав на воздушные суда и сделок с ними.

Космическая и авиационная техника, морские и речные суда как основные средства

Авиационная техника в соответствии с Федеральным законом от 8 января 1998 г. N 10-ФЗ «О государственном регулировании развития авиации» включает в себя летательные аппараты, их бортовое оборудование и агрегаты, двигатели, авиационное вооружение, авиационные средства спасания, тренажеры, наземные средства управления воздушным движением, навигации, посадки и связи, а также средства наземного обслуживания летательных аппаратов.
К летательным аппаратам отнесены самолеты, вертолеты, авиационные и авиационно-космические ракеты, аэростаты, дирижабли, планеры, автожиры, дельтапланы и другие летательные аппараты
. Летательные аппараты могут быть военными, гражданскими и экспериментальными.
Эксплуатация авиационной техники осуществляется при условии государственной регистрации такой техники и прав на нее в установленном порядке.
Авиационная техника, снятая с эксплуатации, подлежит утилизации или может быть реализована образовательным, научным учреждениям, учреждениям культуры и организациям в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Приказом Министра обороны Российской Федерации от 28 ноября 2002 г. N 460 утверждены Федеральные авиационные правила государственной регистрации государственных воздушных судов (далее — Правила N 460). Согласно Правилам N 460 государственной регистрации подлежат все государственные гражданские воздушные суда отечественного или иностранного производства, предназначенные для выполнения воздушных полетов.
Государственную регистрацию государственных воздушных судов авиации Вооруженных Сил Российской Федерации осуществляет Главное командование Военно-воздушных сил (Управление технической эксплуатации и войскового ремонта авиационной техники и вооружения Военно-воздушных сил) (п. 4 Правил N 460).
Государственную регистрацию государственных воздушных судов других федеральных органов исполнительной власти и организаций в соответствии с п. 5 Правил N 460 проводят федеральные органы исполнительной власти и организаций, осуществляющие организацию деятельности и оперативное управление деятельностью подведомственной им государственной авиации.
Государственная регистрация государственных воздушных судов федеральных органов исполнительной власти и организаций, не имеющих органа государственной регистрации, на основании п. 6 Правил N 460 осуществляется в других федеральных органах исполнительной власти и организаций в соответствии с заключенными соглашениями.
Согласно ст. 33 Воздушного кодекса Российской Федерации (далее — ВК РФ) воздушные суда, предназначенные для выполнения полетов, подлежат государственной регистрации в следующем порядке:
— гражданские воздушные суда — в Государственном реестре гражданских воздушных судов Российской Федерации с выдачей свидетельств о государственной регистрации или в государственном реестре гражданских воздушных судов иностранного государства при условии заключения соглашения о поддержании летной годности между государством эксплуатанта и государством регистрации.
Данные о гражданских воздушных судах включаются в Государственный реестр гражданских воздушных судов Российской Федерации при наличии сертификатов летной годности (удостоверений о годности к полетам). Правила государственной регистрации гражданских воздушных судов Российской Федерации утверждены Приказом Минтранса России от 2 июля 2007 г. N 85. Государственный реестр содержит данные о гражданских воздушных судах и их собственниках. Акт регистрации гражданского воздушного судна в Государственном реестре не является актом регистрации прав на воздушное судно и сделок с ним. Свидетельство о регистрации гражданского воздушного судна нового образца, имеющего степень защиты, утверждено Приказом ФАС России от 4 ноября 1998 г. N 323;
— государственные воздушные суда — в порядке, установленном уполномоченным органом в области обороны по согласованию с уполномоченными органами, имеющими подразделения государственной авиации. Пономерной учет наличия, технического состояния государственных воздушных судов, авиационных двигателей, привязных аэростатов и беспилотных летательных аппаратов всех федеральных органов исполнительной власти и организаций государственной авиации осуществляется в Главном командовании Военно-воздушных сил (Управление технической эксплуатации и войскового ремонта авиационной техники и вооружения Военно-воздушных сил) в установленном порядке (п. 17 Правил N 460).
При изменении эксплуатанта государственного воздушного судна в специальном разделе Свидетельства о регистрации органом государственной регистрации вносятся соответствующие изменения.
Государственное воздушное судно, занесенное в Реестр, может быть исключено из него в случаях списания или снятия государственного воздушного судна с вооружения (эксплуатации), а также в случаях продажи или иной передачи государственного воздушного судна в установленном порядке юридическому (физическому) лицу, не являющемуся эксплуатантом государственного воздушного судна;
— экспериментальные воздушные суда подлежат государственному учету с выдачей соответствующих документов уполномоченным органом в области оборонной промышленности.
Государственная регистрация прав на воздушные суда и сделок с ними осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 14 марта 2009 г. N 31-ФЗ.
Государственная регистрация прав на воздушные суда и сделок с ними — юридический акт признания и подтверждения государством наличия, возникновения, перехода, прекращения, ограничения (обременения) права собственности и других вещных прав (далее также — права) на воздушные суда в соответствии с ГК РФ.
В соответствии с названным Федеральным законом осуществляется государственная регистрация прав на подлежащие государственной регистрации в соответствии с ВК РФ гражданские воздушные суда, а также на государственные воздушные суда, которые используются в коммерческих целях в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Государственная регистрация прав на воздушные суда является единственным доказательством существования зарегистрированного права на воздушное судно. Датой государственной регистрации прав на воздушные суда является день внесения соответствующих записей о правах и сделках с воздушными судами в Единый государственный реестр прав на воздушные суда. Государственной регистрации подлежат права на воздушные суда, а также сделки с воздушными судами, если государственная регистрация таких сделок предусмотрена ГК РФ.
За государственную регистрацию гражданского воздушного судна в Государственном реестре уплачивается государственная пошлина в следующих размерах, установленных пп. 61 п. 1 ст. 333.33 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — НК РФ):
— за регистрацию воздушных судов I класса — 2000 руб.;
— за регистрацию воздушных судов II и III класса — 1500 руб.;
— за регистрацию воздушных судов IV класса — 1000 руб.;

Интересно почитать:  Субсидии молодая семья лискинский район условия

Под космической деятельностью в соответствии со ст. 2 Закона Российской Федерации от 20 августа 1993 г. N 5663-1 «О космической деятельности» (далее — Закон N 5663-1) понимается любая деятельность, связанная с непосредственным проведением работ по исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела.
Космическая деятельность находится в ведении Российской Федерации и, в частности, включает в себя создание (в том числе разработку, изготовление и испытания) и использование (эксплуатацию) космической техники.
Космическая деятельность на основании ст. 9 Закона N 5663-1 подлежит лицензированию, Положение о лицензировании космической деятельности утверждено Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2006 г. N 403. Лицензирование осуществляется Федеральным космическим агентством.
Космическая техника, создаваемая в научных и социально-экономических целях, на основании ст. 10 Закона N 5663-1 подлежит обязательной сертификации или декларированию соответствия, которые осуществляются в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании.
Обязательной сертификации или декларированию соответствия также может подлежать оборудование, применяемое при создании и использовании космической техники.
Как установлено ст. 15 Закона N 5663-1, использование (эксплуатация) космической техники (при условии государственной регистрации прав на нее) осуществляется ее собственником либо лицом, которому собственником или уполномоченным собственником лицом предоставлены в установленном законом порядке права на использование (эксплуатацию) космической техники.
Компоненты космической техники, являющиеся государственной собственностью, могут находиться в хозяйственном ведении или оперативном управлении одного или нескольких предприятий, если это не нарушает технологический режим функционирования такой техники.
Организации, осуществляющие космическую деятельность, руководствуясь ст. 25 Закона N 5663-1, могут производить добровольное страхование космической техники (рисков утраты, недостачи или повреждения космической техники).
Как мы отметили в начале статьи, право собственности и другие вещные права на недвижимость подлежат государственной регистрации. Пунктом 2 ст. 131 ГК РФ определено, что в случаях, предусмотренных законом, наряду с государственной регистрацией могут осуществляться специальная регистрация или учет отдельных видов недвижимого имущества.
Под специальной регистрацией понимается регистрация самого объекта недвижимости, его технических и функциональных качеств, пригодности его к использованию по назначению. Такая регистрация установлена, например, в отношении космических объектов. Пунктом 1 ст. 4 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (далее — Закон N 122-ФЗ) государственной регистрации подлежат права собственности и другие вещные права на недвижимое имущество и сделки с ним в соответствии со ст. ст. 130, 131, 132 и 164 ГК РФ, за исключением прав на воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания и космические объекты.
Как указано в п. 1 ст. 22 Закона N 122-ФЗ, впредь до принятия соответствующих федеральных законов, основанных на положениях п. 1 ст. 131 ГК РФ, применяется действующий порядок регистрации прав на воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания, космические объекты.
Космические объекты Российской Федерации в соответствии со ст. 17 Закона N 5663-1 подлежат регистрации и должны иметь маркировку, удостоверяющую их принадлежность Российской Федерации.
Российская Федерация сохраняет юрисдикцию и контроль над зарегистрированными в ней космическими объектами во время нахождения этих объектов на Земле, на любом этапе полета в космос или пребывания в космосе, на небесных телах, а также после возвращения на Землю за пределами юрисдикции какого-либо государства.
Если космический объект создается российскими организациями и гражданами совместно с иностранными государствами, организациями и гражданами или международными организациями, то вопросы регистрации такого объекта, юрисдикции и контроля над ним, а также вопросы прав собственности на такой космический объект решаются на основе соответствующих международных договоров.
Права по юрисдикции и контролю над космическим объектом, а также права собственности на такой объект не затрагивают правового статуса занимаемой им зоны (участка) космического пространства, поверхности или недр небесного тела.
Государственная регистрация космических объектов осуществляется в соответствии с Конвенцией о регистрации объектов, запускаемых в космическое пространство, от 14 января 1975 г. (далее — Конвенция от 14 января 1975 г.).
В соответствии с п. 1 ст. 2 Конвенции от 14 января 1975 г., когда космический объект запускается на орбиту вокруг Земли или дальше в космическое пространство, запускающее государство регистрирует этот космический объект путем записи в соответствующий регистр, который им ведется.
Регистрация космического объекта осуществляется тогда, когда объект запускается. Между тем строится космический объект задолго до этого, и в соответствии с Конвенцией от 14 января 1975 г. он не может быть зарегистрирован.
Вместе с тем существует другой международный Договор о принципах деятельности государства по исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела, от 27 января 1967 г., в ст. 8 которого сказано, что право собственности на космические объекты, запущенные в космическое пространство, остаются незатронутыми во все время их нахождения в космическом пространстве или на небесном теле или по возвращении на Землю.
Таким образом, договор требует, чтобы право собственности на запускаемый космический объект существовало ранее его регистрации (и даже ранее его запуска). На этом основании к космическому объекту применяется правило, установленное п. 1 ст. 218 ГК РФ, согласно которому право собственности на новую вещь, изготовленную или созданную лицом для себя с соблюдением закона и иных правовых актов, приобретается этим лицом.
Не подлежат государственной регистрации метеорологические шары-зонды. Беспилотные летательные аппараты и привязные аэростаты подлежат пономерному учету.

Ссылка на основную публикацию