Введения Таможенного Тарифа

Экономические последствия введения таможенного тарифа

  • 1. Таможенные тарифы позволяют защитить оборонные отрасли промышленности, которые необходимо развивать независимо от критерия экономической эффективности размещения ресурсов, так как в случае войны очень важна самообеспеченность экономики их продукцией;
  • 2. Таможенные тарифы позволяют увеличить внутреннюю занятость ресурсов и простимулировать совокупный спрос, что особенно важно в период приближения циклического спада производства. В результате ограничений импорта относительно возрастает величина чистого экспорта как компонента совокупного спроса, что способствует росту занятости и выпуска, а также улучшению состояния платёжного баланса страны по счёту текущих операций;
  • 3. Таможенные тарифы необходимы для защиты монокультурных экономик от разрушительных колебаний конъюнктуры мирового рынка;
  • 3. Использование оптимального тарифа: в случае, если страна способна оказывать влияние на мировые цены, можно найти такой уровень ставки тарифа, который принесёт ей чистый выигрыш;
  • 4. При решении отдельных чисто внешнеторговых проблем введение таможенных тарифов иногда является эффективнее любых других экономических мероприятий;
  • 5. Если правительство не использует таможенные тарифы, то иностранные фирмы, использующие более дешёвую рабочую силу, могут увеличить приток дешёвого импорта на внутренний рынок. В результате снижения внутренних цен снизится и заработная плата, что может послужить основой для снижения уровня жизни в стране.
  • 1. Таможенные пошлины приводят к обострению межгосударственных отношений. В самом деле, результатом сокращения импорта под влиянием тарифных или нетарифных ограничений внешней Торговли может стать уменьшение ее экспорта в качестве ответной меры экономического партнера, что приведет к уменьшению занятости, а также уменьшению совокупного спроса. В итоге между странами партнерами могут обостриться межгосударственные отношения до такой степени, что между ними начнутся серьезные противоречия, которые могут зашиться торговыми войнами, приводящими к глубоким отрицательным последствиям для обеих сторон;
  • 2. Пошлины замедляют экономический рост и приводят к увеличению налогового времени для потребителей, так как они из-за применения пошлин вынуждены покупать как импортные, так и аналогичные местные товары по более высоким ценам. В результате этого часть доходов потребителей перераспределяется в пользу государства, а их располагаемый доход снижается;
  • 3. Импортные товары косвенно подрывают отечественный экспорт и тем самым осложняют проблему платежного баланса страны. По мнению данной, группы специалистов, импортные пошлины сокращают импорт и увеличивают чистый экспорт страны, содействуют повышению уровня обменного курса национальной валюты. А это последнее обстоятельство стимулирует импорт и сдерживает экспорт. Итогом подобной ситуации является ухудшение состояния платежного баланса, что сказывается буквально на всей экономической ситуации в стране;
  • 4. Импортные пошлины ведут к сокращению общего уровня занятости в стране. Беря под защиту рабочие места в отраслях, производящих конкурирующие с импортом товары, импортные пошлины в то же время приводят к сокращению занятости в экспортном и других связанных с ним секторах национальной экономики.

Таможенный тариф и таможенная защита

Тарифная защита может усиливаться, если кроме тарифа на конечную продукцию будет использоваться и тариф на импорт промежуточных товаров (импортируемые части и компоненты). Возможны различные комбинации использования таможенных тарифов для стимулирования национального производства либо готовой продукции, либо промежуточной, либо того и другого.

Импортная пошлина встречается наиболее часто и используется как главное оружие политики протекционизма. Но международное соглашение ВТО поставило предел для уровня тарифной пошлины странам — членам этой организации. Реже встречается экспортная пошлина, которая представляет собой налог на вывозимые товары. Целями введения такого налога могут быть:

Электронная библиотека

Наконец, пятая цель применения таможенного тарифа заключается в обеспечении условий для эффективной интеграции РФ в мировую экономику. Такая интеграция становится возможной посредством снижения ставок таможенных пошлин на товары, ввозимые на территорию РФ, в обмен на создание более благоприятных условий для проникновения российских товаров на иностранные рынки.

Как показывает российский опыт, далеко не во всех случаях применение ввозных или вывозных пошлин позволяет обеспечить достижение желаемых целей таможенно-тарифного регулирования. В таких случаях Правительством РФ может приниматься решение об установлении сезонных пошлин.

Введения Таможенного Тарифа

Третий раздел посвящен регулированию международной торговли. Наиболее важная сфера международной экономики — международная торговля товарами и услугами — регулируется несколькими международными организациями, в числе которых главной является Всемирная торговая организация (ВТО).

§ импортные — пошлины, которые накладываются на импортные товары при выпуске их для свободного обращения на внутреннем рынке страны. Являются преобладающей формой пошлин, применяемой всеми странами мира для защиты национальных производителей от иностранной конкуренции;

Введения Таможенного Тарифа

Автономные тарифы содержат ставки таможенной пошлины, устанавливаемые компетентным государственным органом (парламентом или правительством) данной страны. Автономные тарифы не содержат конвенционных (договорных) пошлин, ставки которых определяются в ходе международных торговых переговоров. Автономные ставки могут быть изменены решением компетентного государственного органа без согласования со странами — внешнеторговыми партнерами. Автономно-конвенционные тарифы наряду с автономными ставками содержат также и конвенционные (договорные) ставки. Конвенционные ставки распространяются только нате товары, которые указаны в соответствующих торговых договорах (соглашениях). Ставка договорной таможенной пошлины не может быть изменена в одностороннем порядке. Срок ее применения определяется сроком действия соответствующего международного договора (соглашения).

— преференциальные — эти ставки, как видно из названия, представляют собой разновидность льготных ставок таможенной пошлины, предоставляемых отдельным странам или группам стран. Раньше преференциальные ставки обычно даровались метрополией своим колониям. Сейчас преференциальные ставки используются, как правило, в торговле с развивающимися странами. В рамках Конференции ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД) с 1971 года стала создаваться Общая система преференций, в соответствии с которой промышленно развитыми странами в одностороннем порядке предоставляются тарифные льготы в пользу развивающихся стран. В мировой внешнеторговой практике импорт из наименее развитых стран осуществляется, как правило, на беспошлинной основе, а из остальных развивающихся стран подлежит обложению таможенными пошлинами по ставкам, вдвое меньшим, чем обычные (базовые);

Повышение оригинальности

Объективная потребность в международном регулировании торговли с помощью единых норм и правил начала осуществляться уже в 30-х годах.
На сегодняшний момент сложилась система регулирования международных экономических отношений, закрепленная в договоре 1994 г. о создании Всемирной торговой организации. Официально провозглашенной целью ВТО является обеспечение мирового экономического развития путем создания условий для свободной торговли товарами и услугами.
После второй мировой войны были предприняты попытки создания международной торговой организации, призванной обеспечить глобальную координацию внешнеторговой политики. По поводу одного из разделов соглашения об образовании международной организации, посвященного вопросам тарифов, были проведены специальные переговоры в Женеве. Результатом их стало подписание временного соглашения по вопросам тарифов и торговли, получившего название Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ). Вступив в силу с 1 января 1948 года, это соглашение как бы дополняло в таможенно-тарифной сфере работу Международного валютного фонда (МВФ).
Многочисленные договоренности, созданные в развитие ГАТТ, такие как, Кодекс о таможенной стоимости ГАТТ, Кодекс об импортном лицензировании, Кодекс по техническим барьерам в торговле, Конвенция об упрощении и гармонизации таможенных процедур (конвенция Киото), Гармонизированная система описания и кодирования товаров являются основой мировой торговли 90-х годов.
Всемирная торговая организация была образована по итогам так называемого Уругвайского раунда многосторонних торговых переговоров (1986-1993 гг.), проходивших в рамках ГАТТ, которое после начала функционирования ВТО (с 1 января 1995 г.) стало ее составной частью.
Условиями полноценного включения России в общую систему является вступление России в ВТО. Присоединение к ВТО – перспективная задача, но не самоцель, а необходимое условие создания в России эффективной конкурентоспособной экономики. По мере приближения к этой цели должно возрастать и сходство российского внешнеторгового режима с требованиями ВТО. Однако, полное внедрение этих требований в российскую практику следует рассматривать как перспективу, а не как исходный пункт включения российской экономики в мирохозяйственную систему [17, c. 120].
Россия на протяжение последних лет провела большую работу по приспособлению своего механизма внешнеторгового регулирования к требованиям ГАТТ/ВТО. К настоящему времени осуществлены следующие основные меры в этом направлении:
1) признание принципа свободы торговли, права каждого юридического и физического лица заключать экспортно-импортные сделки;
2) признание основным регулятором внешней торговли таможенного тарифа, сведение к минимуму других средств регулирования;
3) признание принципа наибольшего благоприятствования во внешней торговле (в настоящее время соответствующий режим предоставлен более чем 120 государствам, включая всех важнейших участников международной торговли);
4) признание принципа национального режима в отношении импортных товаров (сертификация этих товаров осуществляется на основе российских стандартов, а также применение равного подхода к товарам импортного и отечественного производства в отношении внутренних налогов и сборов);
5) признание принципа национального режима в отношении прав интеллектуальной собственности (российское законодательство на равных основаниях охраняет права резидентов и нерезидентов);
6) отказ от субсидирования экспорта;
7) утверждение общепринятой номенклатуры таможенного тарифа, основанной на Гармонизированной системе описания и кодирования товаров;
8) утверждение системы таможенного контроля, базирующийся в основном на принципах ГАТТ, включая порядок декларирования, проверки, таможенного оформления товаров, определения их таможенной стоимости на основе реальной стоимости контракта;
9) разрешение торговых споров путем проведения консультаций и переговоров.
Возможность повышения импортных пошлин с началом переговоров о вступлении в ВТО сузились. Средний уровень ставок пошлин российского таможенного тарифа различен в зависимости от методологии подсчета, но в любом случае он значительно превышает 10%. Между тем в развитых странах этот уровень составляет порядка 4 — 5%, а на готовые изделия — 6,2% (что, впрочем, не мешает, используя дифференцированные ставки, осуществлять эффективную защиту узких, но важных секторов экономики). Согласно требованиям ВТО средний уровень ставок национальных таможенных пошлин не должен повышаться, а может только понижаться. Повышение пошлин на импорт одного товара, следовательно, должно будет сопровождаться понижением тарифов на другой товар.
Россия пока не является членом ВТО, однако, она имеет с подавляющим большинством стран мира соглашения о взаимном предоставлении режима наибольшего благоприятствования (РНБ) в торговле..
Классическим инструментом регулирования внешней торговли является таможенные тарифы, которые по характеру своего действия относятся к экономическим регуляторам.
Если первоначально таможенные пошлины использовались в фискальных целях, в частности, во многих, прежде всего развивающихся странах и странах с переходной экономикой, сбор таможенных пошлин представляет собой важный источник поступлений средств в государственный бюджет.
Чем выше уровень экономического развития страны, чем богаче и разнообразнее система ее внешнеэкономических связей, тем меньшую роль играют в ее таможенной политике чисто фискальные мотивы, тем больше эта политика определяется комплексной стратегией создания для национальной экономики благоприятных условий развития в настоящем и в будущем. И как следствие усиление роли таможенного тарифа и применение его в качестве регулятора развития национальной экономики, позволяющего, облегчая или затрудняя ввоз в страну или вывоз из нее определенных товаров, воздействовать на торговые потоки, обеспечить сбалансированность внешнеторгового обмена, сознательно формировать хозяйственную структуру, постепенно менять место страны в международном разделении труда.
Импортный таможенный тариф заслуженно считается основным инструментом регулирования внешней торговли. При этом в процессе развития международной торговой системы таможенный тариф рассматривается как наиболее эффективный внешнеторговый регулятор.
Российский тариф необходимо совершенствовать таким образом, чтобы он максимально соответствовал задаче защиты экономических интересов страны пространства.
В последние десятилетия значение тарифов падало по мере того, как нарастали различные косвенные барьеры регулирования внешней торговли — такие, как разнообразные технические стандарты или добровольные экспортные ограничения на основе неформального соглашения. Решительные действия по устранению подобных ограничений проводит ВТО. Рекомендации данной организации направлены на существенное повышение роли таможенных тарифов во внешнеторговом регулировании. Средние ставки тарифов экономически развитых стран в современных условиях невысоки, но влияние их на внешнюю торговлю остается весьма значительным. Ведь и с помощью сравнительно небольших пошлин можно делать ввоз определенных товаров невыгодным и стимулировать их производство внутри страны, облагая их более высокими пошлинами по сравнению с сырьем для их производства. К тому же высокая степень дифференциации тарифов позволяет, сохраняя сравнительно малый общий уровень обложения, обеспечивать защиту от импорта отдельных разновидностей товаров. При современном уровне научно-технического развития, крайне высокой степени специализации такая защита оказывается весьма эффективной.
В то же время опыт индустриализации ряда стран свидетельствует, что таможенный тариф может быть эффективным орудием целенаправленного стимулирования ввоза товаров, необходимых для определенных отраслей промышленности. В этих целях применяются такие инструменты, как использование целевых таможенных льгот в рамках таможенных режимов переработки и просто установление дифференцированных тарифных ставок в зависимости от того, насколько вписывается импорт данного товара в принятую стратегию экономического развития.
Играя роль непосредственного регулятора, таможенный тариф в то же время выполняет и другую функцию — является косвенным средством давления на другие государства в целях содействия развитию экспорта.
Дадим более подробную характеристику функций таможенного тарифа:

    фискальная — обеспечивает необходимое пополнение доходной части бюджета;
    защитная — предохраняет отечественное производство (отдельные национальные отрасли экономики) от чрезмерного уровня иностранной конкуренции, которым может быть нанесен существенный ущерб;
    регулирующая — оказывает определенное влияние на формирование структуры производства, на механизм ценообразования, поощряет развитие одних отраслей и сдерживает развитие других;
    торгово — политическая (которая может рассматриваться также как элемент регулирующей функции) — является инструментом косвенного воздействия на экономическую политику других государств, играет определенную роль в достижении баланса экономических интересов между странами.
Интересно почитать:  Гарантийное письмо об отсрочке платежа образец

Таким образом, таможенный тариф является основным инструментом торговой политики и государственного регулирования внутреннего рынка товаров Российской Федерации при его взаимосвязи с мировым рынком.
Многоплановость и специфика влияния таможенного тарифа на развитие внешнеторговых отношений и экономики страны в целом требуют взвешенного подхода к определению уровня ставок пошлин, так как необходимо учитывать всю совокупность возможных экономических, а также социальных последствий.

Таможенные тарифы промышленно развитых стран строятся так, чтобы уровень налогообложения увеличивался одновременно с увеличением степени обработки товара. Например, если таможенная пошлина на импорт необработанного хлопка отсутствует, т.е. равна нулю, то для хлопчатобумажной пряжи она увеличивается до 7 — 9%, а для изделий уже может достигать 20%.
Таким образом, производитель хлопчатобумажных изделий, покупая беспошлинно иностранный хлопок, получает фактический уровень таможенной защиты, намного превышающий номинальную величину таможенной пошлины. На практике эта величина тем больше, чем выше доля сырья, ввозимого беспошлинно или с минимальными пошлинами.
Величина действительной ставки таможенной защиты оказывается тем больше, чем выше разница между величинами пошлин на готовое изделие и сырье и чем большая доля сырья входит в готовое изделие. Уровень действительной (или эффективной) таможенной защиты (уровень эффективного протекционизма) определяется по формуле:
t — a1t1
q = ,
1 — a1

Применение таможенного тарифа в РФ

Российское законодательство заимствовало методы определения таможенной стоимости, выработанные в рамках ГАТТ. Для определения таможенной стоимости импортируемых в РФ товаров используются в заданном порядке шесть методов, которым полностью посвящен раздел IV Закона РФ «О таможенном тарифе»: по цене сделки с ввозимыми товарами; по цене сделки с идентичными товарами; по цене сделки с однородными товарами; вычитания стоимости; сложения стоимости; резервный. Причем указанная последовательность применения методов не может быть изменена, т.е. каждый последующий метод применяется, если таможенная стоимость не может быть определена путем использования предыдущего метода.

Интересно почитать:  Как отменить онлайн запись в налоговую инспекцию

Таможенный кодекс РФ закрепляет, что товары, перемещаемые через российскую таможенную границу, подлежат обложению таможенной пошлиной в соответствии с Законом РФ «О таможенном тарифе». Таможенная пошлина (customs duty) Ї обязательный взнос, взимаемый таможенными органами при импорте или экспорте товара и являющийся условием импорта или экспорта3. Таможенные пошлины выполняют три основные функции:

Экономические последствия введения таможенных тарифов

От введения таможенного тарифа в первую очередь страдают потребители импортных товаров, которые будут вынуждены нести дополнительные расходы, либо приобретать его в меньших количествах, либо то и другое одновременно. Таможенный тариф, следовательно, приводит к ухудшению потребительских возможностей.

Существующие теории отдают предпочтение торговле без ограничений. В условиях отсутствия таможенного обложения страны получают больше выгоды от взаимной торговли. Государственная внешнеторговая политика, ограничивающая свободную торговлю, оказывает воздействие на уровень благосостояния людей, снижая объемы их потребления.

Что такое и для чего нужен таможенный тариф

Часто регуляторная функция выступает в качестве политического инструмента. Суть ее в том, что таможенный тариф 2019 оказывает влияние на экономику других стран, посредством повышения или понижения ставок для его ввоза. Один из вариантов реализации это преференции той или иной стране для ввоза конкретного товара. В современных условия участия в ТС преференции предоставляются для стран участниц объединения. На данный момент во многих странах фискальная функция уступает первенство регулятивной. Подобное положение считается более целесообразным и правильным для экономики.

  1. Варианты таможенных пошлин, их ставки.
  2. Системы группировки товаров по тем или иным признакам.
  3. Привилегии и преференции. В основном они определены для стран участниц ТС и некоторых других, которые могут предоставить для рынка РФ выгодные и дефицитные товары.
  4. Тарифные льготы. Наша страна предлагает льготные тарифы для стран, что развиваются. Льгота заключается в том, что для них используется не полный, а частичный тариф в размере 75% от базового.

Введения Таможенного Тарифа

Однако введение таможенного тарифа приводит к росту цены не только импортируемого продукта. Ведь именно низкий уровень мировой цены делал аргентинских производителей сахара недостаточно конкурентоспособными, и они были заинтересованы во введении тарифа для того, чтобы цена на сахар стала выше, а их собственная продукция — более конкурентоспособной. Однако расширение производства и сбыта сопряжено с ростом издержек, и оно будет выгодно аргентинским производителям лишь в том случае, если вырастет цена и на их продукцию.

Таким образом, наряду с подорожанием импортного сахара, происходит рост цен и на сахар отечественного производства. Через некоторое время равновесная (с учетом импорта) цена на внутреннем рынке устанавливается на новом более высоком уровне: Pd= Рw + Т. В результате, введение тарифа и последующее повышение цен приводит к тому, что отечественное производство сахара возрастает с Qs до Q’s внутреннее потребление снижается с Qd до Q’d, а импорт сокращается до величины (Q’d— Q’s).

Анализ экономических последствий таможенного тарифа на импорт

Эффект дохода. Представляет собой объем увеличения доходов бюджета в результате обложения импорта пошлиной. Он исчисляется как объем импорта страны после введения тарифа, умноженный на размер таможенной пошлины, и графически иллюстрируется четырехугольником 3. Эффект доходов является потерей для потребителей, поскольку их доходы изымаются государством в доход бюджета.

До тех пор пока отечественный товар будет совершенным заменителем импортному, отечественные производители всегда смогут назначить цену 15 долл, за единицу продукции. Таким образом, введение пошлины на импортные товары влечет за собой повышение цены до 15 долл, как на импортную, так и на отечественную продукцию.

Таможенный тариф как доход государства

Таким образом, в результате введения импортной квоты возникают чистые потери для страны в целом, равные области b + с, то есть результаты воздействия квоты и тарифа на уровень благосостояние идентичны (конечно, это справедливо, если объем лицензированного импорта меньше, чем спрос на импорт на внутреннем рынке). Разница лишь в том, что при введении тарифа государство всегда получает дополнительный доход, а при установлении квоты этот доход полностью или частично может достаться импортерам.

Почему же в этом случае государство часто предпочитает использовать именно квоты как средство ограничения импорта? Во-первых, квота дает гарантию, что импорт не будет превышать определенную величину, поскольку лишает иностранных конкурентов возможности расширять продажи на рынке путем снижения цен. Таможенный тариф такой гарантии не дает Во-вторых, квотирование является более гибким и оперативным инструментом политики, поскольку изменение тарифов обычно регламентируется национальным законодательством и международными соглашениями. В-третьих, использование квот делает внешнеторговую политику более селективной, поскольку путем распределения лицензий государство может оказывать поддержку конкретным предприятиям.

Ссылка на основную публикацию