Как обратиться в налоговую за разъяснениями

Как составить обращение в налоговую инспекцию (ИФНС) в 2021 году

  1. Информацию о налоговой службе, в которую подается – название, адрес.
  2. Сведения о компании или индивидуальном предпринимателе – все имеющиеся реквизиты, ФИО, должность, ИНН и ОГРН, контакты.
  3. Пишут адрес заявителя, чтобы сотрудник уполномоченного органа знал, куда направить ответ.
  4. Сам текст – на какие неправомерные действия подается жалоба, а также все сопутствующие документы, которые подтвердят вашу правоту. Необходимо указать ссылки на нормативные положения НК.
  5. Опишите, какого результата вы ожидаете – отменить акт, изменить решение и т. д.
  6. Перечисляют документы, которые прилагают к заявлению – те, что могут подтвердить полномочия представителей, которые действуют по доверенности, те, что подтвердят обоснованность излагаемой информации.
  7. ФИО составителей, подписи и дату.
  • когда жалоба поступила и какой имеет номер рассмотрения государственной инстанцией;
  • какие результаты рассмотрения заявки (ФНС приняла решение или перенаправила жалобу в иное региональное отделение);
  • какие сроки отведены на принятие решений, а также не продлены ли они;
  • находится заявка на рассмотрении или ее рассмотрение завершено.

В налоговую — за разъяснениями и комфортом

Что касается разрешения конкретных ситуаций, то я советовала бы налогоплательщикам обращаться прежде всего в те инспекции, в которых они состоят на учете. Ведь именно там находятся их «налоговые досье», что позволяет давать квалифицированные разъяснения в кратчайшие сроки. В региональное управление целесообразно обращаться в тех случаях, когда ответ инспекции в чем-то не удовлетворил налогоплательщика или же решение его вопроса находится в компетенции вышестоящего налогового органа. Это можно сделать письменно, а можно получить необходимые разъяснения в нашем Информационном центр (Литейный пр., д. 53) в соответствии с графиком его работы. Ответы на вопросы общего характера налогоплательщику предоставят по справочному телефону: 272-01-88.

— Очевидное преимущество операционных залов заключается в том, что налогоплательщик в пределах одного помещения может решить все возникшие у него вопросы за одно посещение инспекции. Вместо того, чтобы ходить от кабинета к кабинету, с этажа на этаж в поисках того или иного сотрудника, а разыскав его, мешать работе других инспекторов, находящихся в том же кабинете.

Обращаемся с запросом в финансовые и налоговые органы

3. Каков порядок обложения налогом на прибыль организаций дохода государственного унитарного предприятия от реализации безвозмездно переданного имущества с учетом того, что статьей 43 Бюджетного кодекса установлено, что средства, полученные от такой реализации, зачисляются в соответствующие бюджеты в полном объеме?

Нет, нельзя. Выполнение письменных разъяснений по вопросам применения налогового законодательства, если они даны финансовыми органами (другими уполномоченными государственными органами) или их должностными лицами в пределах их компетенции, является обстоятельством, исключающим вину налогоплательщика. Об этом сказано в подпункте 3 пункта 1 статьи 111 НК РФ. Если же разъяснение выходит за пределы полномочий соответствующего государственного органа, вина налогоплательщика не исключается.

Как обратиться в налоговую за разъяснениями

  • в письменном виде. Для этого можно направить обращение письмом по адресу: 127381, г. Москва, ул. Неглинная, д. 23. А можно привести письмо лично и сдать его по указанному адресу в экспедицию, получив на копии письма отметку о приеме;
  • в электронном виде с официального сайта ФНС в Интернете: nalog.ru / Электронные сервисы / Обратиться в ФНС России;
  • на личном приеме. При этом удобно воспользоваться онлайн-сервисом записи в ФНС;
  • в устной форме по специально выделенным номерам телефонов ФНС: телефону контакт-центра ФНС 8-800-222-22-22 или территориальных налоговых органов.

По общему правилу письменное обращение подлежит обязательной регистрации в течение трех дней с момента поступления в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу. Однако если, например, к их компетенции не относится решение вопросов, поставленных в обращении, такое обращение в течение семи дней со дня регистрации направляется компетентному органу или должностному лицу с уведомлением обратившегося лица о переадресации обращения (ч. 2, 3 ст. 8 Закона № 59-ФЗ).

ПОРЯДОК ОБРАЩЕНИЯ В МИНФИН РФ ЗА РАЗЪЯСНЕНИЯМИ ПО ВОПРОСАМ ПРИМЕНЕНИЯ НАЛОГОВОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

Налогоплательщик (плательщик сбора, налоговый агент) может участвовать в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, через законного или уполномоченного представителя, если иное не предусмотрено Кодексом. При этом полномочия представителя должны быть документально подтверждены в соответствии с Кодексом и иными федеральными законами ( ст. 26 Кодекса).

Согласно пп. 2 п. 1 и п. 3 ст. 21 , п. 2 ст. 24 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) право получать от Министерства финансов Российской Федерации письменные разъяснения по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах предоставлено налогоплательщикам, плательщикам сборов ( ст. 19 Кодекса) и налоговым агентам ( п. 1 ст. 24 Кодекса).

Обращение в налоговый орган с просьбой о разъяснении

Как быть, если инстанция не отвечает Если налоговая инспекция оставляет ваше обращение без рассмотрения, не приняла меры по заявлениям, тогда жалоба подается: Прокурору Если имеет место грубое нарушение права плательщика налога со стороны инспекторов В судебный орган (чаще юрлицами) Если при действиях или бездействии представителя ФНС наносится существенный вред финансовому благосостоянию предприятия Учтите также, что в суд можно обратиться после того, как принятый акт обжалован в вышестоящем органе.

  • в обращении, поступившем в государственный орган или должностному лицу в форме электронного документа, в обязательном порядке указывается фамилия, имя, отчество (последнее — при наличии), адрес электронной почты, если ответ должен быть направлен в форме электронного документа, и почтовый адрес, если ответ должен быть направлен в письменной форме.

Как обратиться в налоговую с вопросом

Развитие современных технологий упростило ситуацию. По факсу или по почте В любую организацию можно обратиться с различными заявлениями по обычной почте. Это позволяет точно зафиксировать факт подачи обращения, а значит накладывает обязанность на получателя рассмотреть и ответить на заявление.

  • выберите пункт услуг физлицам или иным лицам.
  • найдите в перечне услуг «Подача жалобы в налоговый орган».Допускается также обжалование решений и получение сведений о дальнейшем порядке действий.
  • выберите необходимый пункт.
  • определитесь, какой пункт более всего подходит в вашем случае. К примеру, при желании обратиться с жалобой на работу налогового органа нужно кликнуть на такой вариант:
Интересно почитать:  Как самостоятельно оформить куплю продажу автомобиля

Письменные разъяснения налогового законодательства: применяем без последствий

Получив ответ на свой запрос, организации не всегда соглашаются с позицией финансовых или налоговых органов. Имеет ли право налогоплательщик не применять такие разъяснения? Давайте попытаемся разобраться, являются ли такие разъяснения нормативными правовыми актами.

Чтобы получить официальный ответ, прежде всего нужно четко представлять, куда именно cледует обращаться со своим вопросом — в финансовое ведомство или налоговую службу. Кроме того, не менее важно знать, как правильно оформить запрос, а также в каких случаях налогоплательщик освобождается от налоговой ответственности за применение официальных разъяснений. Но обо всем по порядку.

Как использовать ответ на запрос (письмо) в налоговую или Минфин о разъяснении

Общий вывод следующий: если налогоплательщик не знает, как поступать в данной конкретной ситуации, связанной с нормами налогового законодательства, обращаетесь в Налоговые органы, затем в Минфин, если четкого ответа на вопрос Вы не получили, обращаетесь в другие органы государственной власти.

Очень часто, изучая конкретный вопрос, невозможно найти строго определенного решения на этот счет в налоговом законодательстве. В Налоговом Кодексе четко не прописано, Минфин трактует по-своему, налоговые органы придерживаются другой точки зрения. Суды встают то на сторону налогоплательщика, то на сторону налоговых органов. Что же делать? Как может добросовестный налогоплательщик обезопасить себя и получить конкретный ответ на свой вопрос? Ведь потом доплачивать налоги, платить пени и штрафы не хочется никому.

Бухгалтерская пресса и публикации 2021

Однако это мнение ошибочно. Налоговые инспекции не имеют права давать разъяснения по этим вопросам. В таких случаях они должны в 5-дневный срок переадресовать запрос в Минфин России, финансовые органы субъектов РФ или органы местного самоуправления. При этом налогоплательщик должен быть уведомлен, что его запрос переадресован.

3. Каков порядок обложения налогом на прибыль организаций дохода государственного унитарного предприятия от реализации безвозмездно переданного имущества с учетом того, что ст. 43 Бюджетного кодекса установлено, что средства, полученные от такой реализации, зачисляются в соответствующие бюджеты в полном объеме?

Как обратить себе на пользу разъяснения Минфина России и налоговых органов (Романова Е

Начнем с того, что определим, кто и какие разъяснения может давать налогоплательщикам.
Минфин России дает письменные разъяснения налоговым органам, налогоплательщикам, ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков, плательщикам сборов и налоговым агентам по вопросам применения законодательства РФ о налогах и сборах (п. 1 ст. 34.2 НК РФ).
Финансовые органы субъектов РФ и муниципальных образований дают письменные разъяснения налогоплательщикам и налоговым агентам по вопросам применения соответственно законодательства субъектов РФ о налогах и сборах и нормативных правовых актов муниципальных образований о местных налогах и сборах (п. 2 ст. 34.2 НК РФ).
Также зеркальное право на получение налогоплательщиками, плательщиками сборов и налоговыми агентами письменных разъяснений по вопросам применения законодательства РФ о налогах и сборах от Минфина России установлено пп. 2 п. 1 ст. 21 и п. 2 ст. 24 НК РФ.
Таким образом, Минфин России является органом, дающим разъяснения налогоплательщикам по вопросам применения налогового законодательства.
В соответствии с Положением о Министерстве финансов Российской Федерации (утв. Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 329, далее — Положение) и Регламентом Министерства финансов Российской Федерации (утв. Приказом Минфина России от 15.06.2021 N 82н, далее — Регламент) в случае, если законодательством не установлено иное, в министерстве не рассматриваются по существу обращения граждан и организаций по разъяснению (толкованию норм, терминов и понятий) законодательства РФ и практики его применения, а также по практике применения нормативных правовых и иных актов министерства. В п. 7.7 Регламента указано, что Минфином России не осуществляется разъяснение законодательства РФ, практики его применения, практики применения нормативных правовых актов министерства, а также толкование норм, терминов и понятий по обращениям организации, за исключением случаев, если на него возложена соответствующая обязанность или если это необходимо для обоснования решения, принятого по обращению организации.
Кроме того, в Минфине России, если законодательством РФ не установлено иное, не рассматриваются по существу обращения организации по проведению экспертиз договоров, учредительных и иных документов организаций, а также по оценке конкретных хозяйственных ситуаций. В указанных случаях директора департаментов информируют об этом заявителей.
Письменные запросы организаций, являющихся налоговыми агентами, налогоплательщиками, ответственными участниками консолидированных групп налогоплательщиков, плательщиками сборов и налоговыми агентами, по вопросам применения законодательства РФ о налогах и сборах рассматриваются в министерстве в сроки, установленные Налоговым кодексом РФ. По указанным запросам министерство дает письменные разъяснения в пределах своей компетенции в течение двух месяцев со дня поступления соответствующего запроса в министерство. По решению министра (заместителя министра) указанный срок может быть продлен, но не более чем на месяц, с уведомлением заявителя, направившего обращение, о продлении срока его рассмотрения (п. 7.8 Регламента).
Получается, что на основании общих норм Положения и Регламента Минфин России не обязан давать разъяснения на вопросы организаций и иных налогоплательщиков, а также анализировать документы организаций. Однако есть нормы НК РФ, которые обязывают Минфин России давать указанные разъяснения налогоплательщикам. Поэтому Минфин обязан давать разъяснения налогоплательщикам, но может отказаться это сделать, если разъяснения являются частными и требуют анализа документов.
Основные характеристики письменных разъяснений Минфина России даны в Письме от 22.04.2021 N 03-02-07/1/13890. Так, письменные разъяснения:
— даются по существу поставленных заявителями вопросов в связи с исполнением ими обязанностей налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов с учетом конкретных обстоятельств;
— имеют информационно-разъяснительный характер;
— не направлены неопределенному кругу лиц;
— не являются нормативными правовыми актами, обязательными для исполнения заявителями.
Поскольку разъяснения Минфина России не являются нормативными правовыми актами, они не подлежат обязательному официальному опубликованию. Размещение письменных разъяснений Минфина России в различных правовых базах данных и средствах массовой информации не носит статуса обязательного официального опубликования.
Минфин России, финансовые органы субъектов РФ и муниципальных образований дают письменные разъяснения в пределах своей компетенции в течение двух месяцев со дня поступления соответствующего запроса. По решению руководителя (заместителя руководителя) соответствующего финансового органа указанный срок может быть продлен, но не более чем на один месяц (п. 3 ст. 34.2 НК РФ).
Что касается налоговых органов, по правилам пп. 5 п. 1 ст. 32 НК РФ налоговые органы обязаны руководствоваться письменными разъяснениями Минфина России по вопросам применения налогового законодательства. Эти разъяснения ФНС России доводит до инспекторов на местах. Однако речь идет лишь о тех письмах, которые финансовое ведомство направило в адрес ФНС России. Лишь они считаются обязательными для применения налоговыми органами (Письма Минфина России от 25.11.2021 N 03-05-06-02/50830 и от 22.04.2021 N 03-02-07/1/13890).
Данные письма ФНС России размещает на сайте www.nalog.ru в разделе «Разъяснения ФНС, обязательные для применения налоговыми органами». В тот же раздел налоговое ведомство может включать собственные письма разъяснительного характера, если они согласованы с Минфином России либо содержат правовую позицию, совпадающую с изложенной в письмах финансового ведомства (Письмо ФНС России от 23.09.2021 N ЕД-4-3/15678@).
ФНС России требует, чтобы налоговики на местах неукоснительно применяли включенные в этот раздел разъяснения при реализации возложенных на них полномочий. На налогоплательщиков это требование не распространяется. Тем не менее благодаря этому информационному ресурсу они могут узнать точку зрения налоговиков по той или иной спорной ситуации, а также разместить информацию о несоблюдении налоговыми органами разъяснений, опубликованных на сайте.
Согласно п. 4.2 Регламента формирования и использования раздела «Разъяснения Федеральной налоговой службы, обязательные для применения налоговыми органами» официального сайта Федеральной налоговой службы, утвержденного Приказом ФНС России от 14.11.2021 N ММВ-7-3/845@, при рассмотрении информационных сообщений (обращений) осуществляется предварительный анализ обращений на предмет наличия конфликтной ситуации и рассматривается обращение налогоплательщика по существу заданных вопросов. При необходимости будет запрошено и заключение соответствующей ИФНС. Если факт несоблюдения инспекторами ИФНС разъяснений, опубликованных на упомянутом ресурсе, будет установлен, ФНС России должна принять меры по приведению позиции территориальной налоговой инспекции в соответствие с позицией официальных разъяснений, опубликованных на сайте ФНС России.
Срок рассмотрения сообщения налогоплательщика составляет 30 дней, однако у ФНС России нет обязанности информировать о результатах рассмотрения налогоплательщика, если будет выявлено несоответствие позиции территориальной налоговой инспекции разъяснениям, опубликованным на сайте ФНС России. В этом случае ответом будут являться действия территориального налогового органа по отмене решения, содержащего позицию, не соответствующую официальным разъяснениям.

Интересно почитать:  Где можно получить 3 ндфл за учебу платно

Также важно прояснить момент с рекомендациями, даваемыми налоговыми органами.
Как было сказано, Минфин России вправе давать письменные разъяснения по вопросам применения законодательства РФ о налогах и сборах, а налоговые органы в силу положений пп. 4 п. 1 ст. 32 НК РФ обязаны лишь информировать налогоплательщиков о действующих налогах и сборах, порядке их исчисления и уплаты, правах и обязанностях участников налоговых правоотношений и разъяснять могут только порядок заполнения налоговых деклараций.
Получается, что налоговые органы только информируют налогоплательщиков (за исключением вопросов заполнения деклараций), а не дают разъяснения по вопросам применения налогового законодательства.
Почему же так важно определить, относятся письма налоговиков к разъяснениям законодательства или нет? Забегая вперед, скажем, что выполнение письменных разъяснений налоговых органов является обстоятельством, исключающим вину налогоплательщика в совершении налогового правонарушения согласно пп. 3 п. 1 ст. 111 НК РФ. Подробнее этот вопрос мы рассмотрим ниже.
Итак, если письма налоговиков приравниваются к разъяснениям контролирующих органов, то их применение исключает вину налогоплательщика в совершении налогового правонарушения, и наоборот, если не приравниваются, то есть рассматриваются как информирование налогоплательщика, то не исключают вины.
Однако на практике границу между информированием о порядке расчета налога и разъяснением налогового законодательства провести трудно. Поэтому суды нередко приходят к выводу, что письма ФНС России, региональных УФНС или даже рядовых инспекций по вопросам применения законодательства о налогах и сборах являются разъяснением компетентного органа (Постановления Девятого арбитражного апелляционного суда от 05.09.2021 N 09АП-25993/2021, ФАС Дальневосточного округа от 11.03.2021 N Ф03-763/2021 и от 20.03.2021 N Ф03-А37/08-2/685, Северо-Кавказского округа от 13.03.2021 N А53-5840/2021-С5-47, Решение Арбитражного суда г. Москвы от 03.04.2021 N А40-79932/08-126-382).
Впрочем, есть и такие судебные решения, в которых письменные разъяснения налоговиков не были признаны освобождающими от пеней и штрафов. При рассмотрении этих дел арбитры посчитали, что налоговые органы не вправе заниматься разъяснением налогового законодательства, так как это компетенция финансового ведомства (Постановления ФАС Дальневосточного округа от 13.06.2021 N Ф03-1236/2021 и Девятого арбитражного апелляционного суда от 07.04.2021 N 09АП-5744/2021-АК, 09АП-6508/2021-АК).
Таким образом, налоговые органы могут информировать налогоплательщиков по вопросам налогообложения. Однако вопрос о том, является ли такое информирование разъяснениями законодательства, спорный. Если налогоплательщик решит следовать позиции, изложенной в письмах налоговых органов, то не исключено, что неправомерность привлечения к налоговой ответственности ему придется отстаивать в суде.
Важно обратить внимание и на Письмо Минфина России от 17.03.2021 N 03-02-08/28. В нем разъяснено, что территориальные налоговые органы обязаны информировать налогоплательщиков о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, правах и обязанностях налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц, а также о представлении форм налоговых деклараций (расчетов) и разъяснении порядка их заполнения.
При этом публичное информирование может быть проведено по инициативе налогового органа. Но если работники налоговых органов выступают на семинарах, которые проводятся не по инициативе налоговых органов и не организуются ими, лекторы на таких семинарах не представляют налоговые органы, а выступают как независимые эксперты. Соответственно, их разъяснения не являются разъяснениями уполномоченных должностных лиц налоговых органов, данными в пределах их компетенции.
В связи с этим, если налогоплательщик услышал какие-либо мнения представителей контролирующих органов на семинарах, которые проводятся не по инициативе налоговых органов, то руководствоваться без оглядки такими разъяснениями не рекомендуется.

Как обратиться в налоговую за разъяснениями

Данный Протокол оформляется в двух экземплярах и должен быть подписан, как налоговиками, так и вами (если 2-НДФЛ вы представляете в ИФНС лично, а не по почте). Причем, печать организации брать с собой необязательно – Протокол будет считаться действительным и при наличии только подписи уполномоченного лица (Письмо ФНС от 22.10.14 № БС-4-11/21887@ ).

2. Электронно . на дисках (флешках) или через Интернет (спецоператора, либо сайт ФНС России). Количество сведений, сгруппированных в один файл, не должно превышать 3000. В первом из этих вариантов к каждому файлу нужно приложить бумажный реестр сведений о доходах. Один из этих документов остается в ИФНС, а другой возвращается налоговому агенту. Получив справки через Интернет, инспекция на следующий день подтвердит дату получения электронных документов соответствующим извещением. Далее в течение 10 рабочих дней ИФНС направит файлы с реестром сведений о доходах и протоколом приема сведений о доходах.

Ссылка на основную публикацию