Государственная регистрация сервитута на земельный участок

Содержание

Подлежит ли сервитут на земельный участок государственной регистрации и где она происходит? Какие документы для этого необходимы физическим и юридическим лицам

  • наличия письменного соглашения с хозяином участка на оформление;
  • когда основанием для получения особых прав на землю является решение суда;
  • когда при установке особых прав на использование земли преследуются интересы общественности и регистрация производится по решению местных властей (все документы предоставляются территориальными органами власти).

Государственная регистрация сервитутов проводится в Едином государственном реестре прав на основании заявления собственника недвижимого имущества или лица, в пользу которого установлен сервитут, при наличии у последнего соглашения о сервитуте.

Порядок установления и регистрации сервитутов

После того, как стороны приходят к соглашению, наступает следующий этап – регистрационный. Регистрация частного или публичного сервитута происходит согласно установленной законом процедуре. Главными документами, которые могут инициировать регистрацию, является соглашение сторон, распорядительный акт государственного органа или решение суда. Обратиться в регистрирующий орган с соответствующим заявлением может один из участников сделки.

Если же установление обременения на земельный надел необходимо частному лицу, например, соседу, то он должен отправить собственнику уведомление. Это необходимый для процедуры документ, в котором обязательно указываются все данные об участке и цель сервитута. Если владелец земли согласен на временное или постоянное обременение своих прав, стороны составляют соглашение. На основании этого документа обязанный хозяин должен предоставить землю второй стороне.

Государственная регистрация земельного сервитута: необходимые документы и нюансы процедуры

В том случае, если один или оба участника соглашения не могут лично подать документы о регистрации сервитута, это могут сделать их представители по доверенности. Для этого в пакет документов, подаваемых в Росреестр, должна быть включена нотариально заверенная доверенность, срок действия которой не истечет до момента завершения процедуры регистрации, а в тексте этого документа должны быть зафиксированы все те полномочия, которыми доверенное лицо наделено волей доверителя.

  1. Приём документов. На этом этапе происходит не только приём документов под подпись, но и первичная проверка правильности их заполнения.
  2. Правовая экспертиза. Этот этап посвящён более детальному изучению всех представленных документов с целью установления законности совершенной сделки, а также исключения возможности оспаривания подписанного соглашения.
  3. Внесение изменений в Единый государственный реестр прав на недвижимость. На этом этапе происходит внесение соответствующих изменений в данные, хранящиеся в Едином государственном реестре прав, а на правоустанавливающих документах по результатам таких изменений ставится соответствующая отметка.
  4. Выдача свидетельства о регистрации сервитута. Это финальный этап, который завершает весь процесс регистрации сервитута как права обременения на недвижимость. В случае возникновения спорных ситуаций полученное на этом этапе свидетельство можно рассматривать как одно из доказательств законности подписанного соглашения.

Государственная регистрация сервитута земельного участка

— документ об основании установления обременения, т.е. соглашение, распоряжение уполномоченного органа или решение суда об установлении сервитута, в которых определяются дата установления обременения и срок его действия. В нем же определяется безвозмездность пользования или указывается размер платы за пользование землей.

Интересно почитать:  Закон о неработающих гражданах в россии 2021

Государственной регистрации подлежат в том числе и сервитуты. Сервитуты согласно п. 9 статьи 23 Земельного кодекса (ЗК) подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом от 21.07.1997 №122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (Закон).

Публичный сервитут на земельный участок: что это такое

Несмотря на то, что данное заявление имеет статус нормативного акта, оно имеет свои особенности и предназначено для решения узкой проблемы в использовании земельных участков для общественных нужд. Поэтому, составляя заявление, необходимо рассмотреть все особенности конкретной проблемы.

Существует несколько видов обременений, которые могут применяться к участку земли. Каждое из них имеет свои особенности. Установить земельный сервитут имеет право только государственный орган, но при этом не происходит изъятие земли в собственность государства.

Порядок установления и регистрации сервитута на земельный участок

Суд может не учитывать их доводы об условиях обременения. Он вправе самостоятельно определить приемлемые условия сервитута, а также установить границы участка, необходимые для передвижения. Суд учитывает баланс интересов сторон, чтобы обременение участка было наименее затруднительным для собственника и не создавало значительных неудобств в эксплуатации.

С вопросом определения обременения земельного участка сервитутом связано множество трудностей. Среди основных проблем оформления разных видов сервитутов является наличие различных норм права, регулирующих данные правоотношения. Поэтому обременение на земельный участок оформляется в зависимости от оснований его установления. Рассмотрим более подробно, как устанавливается отдельный вид права ограниченного пользования.

Сервитут на земельный участок — что это такое? Договор сервитута земельного участка

Соглашение о сервитуте земельного участка может потерять свою силу и в случае ликвидации непосредственно самого надела. Это может произойти, например, в результате затопления либо стихийного бедствия. Также отношения по обременению прекращаются, если земля была объединена с другим участком, для которого и было нужно ограниченное использование.

  • заявление в соответствующей форме;
  • бумага, подтверждающая оплату государственной пошлины (как правило, квитанция);
  • документ, удостоверяющий личность заявителя (как правило, паспорт);
  • подписанный земельный сервитут, который прошел нотариальное заверение;
  • документы на участок земли, который находится в собственности у одного, а использовать его хочет другой (как правило, кадастровой план).

На чем основывается и как осуществляется государственная регистрация сервитута на земельный участок

  • запрет изменения функционального использования земли, сохранение насаждений, запрет мероприятий, приносящих вред здоровью человека;
  • установление лимита пользования земельным участком из-за нахождения на нем сооружений, не являющихся собственностью владельца участка;
  • ограничения на участки, находящиеся в зоне охранной территории, а также земли с памятниками истории, археологии.
  1. Заключение соглашения на добровольной основе с участием двух сторон.
  2. Наступление окончания срока действия ограничения.
  3. Передача процедуры об отмене на рассмотрение в судебную инстанцию в одностороннем порядке. При этом сторона, обращающаяся в суд должна предоставить:
    • подтверждение того, что основание для использования ограничения отпали;
    • иск о снятии обременения с участка;
    • соглашение о введении сервитута.

Государственная регистрация сервитута земельного участка

Если же установление обременения на земельный надел необходимо частному лицу, например, соседу, то он должен отправить собственнику уведомление. Это необходимый для процедуры документ, в котором обязательно указываются все данные об участке и цель сервитута. Если владелец земли согласен на временное или постоянное обременение своих прав, стороны составляют соглашение. На основании этого документа обязанный хозяин должен предоставить землю второй стороне.

Просить установления сервитута имеет право собственник земельного участка, при этом он может дополнительно потребовать пожизненного исполнения условия. Лица, не имеющие в личной собственности данного объекта недвижимости, не имеют права требовать установления сервитута.

Как оформить сервитут на земельный участок в 2021 году

Собрать документы Свидетельствующие о надобности проведения определенных действий на чужой территории Подать заявление в госорганы Если оные являются собственником В течение тридцати дней получить решение Назначающее общественные слушания с обязательным присутствием заинтересованных лиц Дождаться принятия постановления о правомочности сервитута И при утвердительном решении получить акт, дозволяющий ограниченное использование конкретного участка

  • дата и место составления;
  • сведения об участниках;
  • информация об участке (идентификация);
  • период действия соглашения;
  • существенные обстоятельства (границы участка или его доли);
  • величина платы за сервитут;
  • права и обязанности сторон;
  • порядок урегулирования спорных ситуаций;
  • заключение (перечень прилагаемых документов, реквизиты сторон, количество копий соглашения);
  • подписи сторон с расшифровкой.
Интересно почитать:  Трудовой договор с работником образец для ип

Механизм государственной регистрации сервитутов

заявление собственника о государственной регистрации сервитута или заявление лица, в пользу которого установлен сервитут (в случае установления публичного сервитута заявление о регистрации подается органом государственной власти или органом местного самоуправления, его установившим);

1. Определение и содержание права ограниченного пользования чужим земельным участком (сервитута) было впервые подробно урегулировано в статьях 274 — 277 Гражданского кодекса РФ. Однако эти статьи входят в главу 17 Гражданского кодекса РФ, которая вступила в силу только с 23 апреля 2021 года, и широкого распространения на практике земельные сервитуты еще не успели получить, хотя, безусловно, применение сервитутов поможет урегулировать многие проблемы, возникающие в связи с использованием земельных участков. В земельном законодательстве понятие «сервитут» до принятия Земельного кодекса РФ закреплено не было. Кроме того, Кодекс ввел понятие «публичный сервитут», не относящееся к сфере регулирования гражданского законодательства, в земельное законодательство (ст.23) впервые на уровне федерального закона. Однако рассматриваемый институт публичных сервитутов не является новым для современного российского законодательства, регулирующего использование природных ресурсов. Водный кодекс РФ в 1995 г. (ст.43 — 44) и Лесной кодекс РФ в 1997 г. (ст.21) ввели понятия «водные сервитуты» и «лесные сервитуты». Описание публичного сервитута наиболее подробно, до принятия Земельного кодекса РФ, было приведено в ст.64 Градостроительного кодекса РФ, которая закрепила, что публичный сервитут устанавливается нормативными правовыми актами органов местного самоуправления в случаях, когда это определяется государственными или общественными интересами. Земельный кодекс РФ развил эти положения и предусмотрел, что публичный сервитут устанавливается законом или иным нормативным правовым актом Российской Федерации, нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, нормативным правовым актом органа местного самоуправления в случаях, если это необходимо для обеспечения интересов государства, местного самоуправления или местного населения, без изъятия земельных участков (п.2 ст.23 Земельного кодекса РФ). То есть в данном случае с помощью установления публичных сервитутов можно решать задачи, связанные с обеспечением государственных или общественных нужд, без постоянного или временного занятия земельных участков. Также в Земельном кодексе РФ закреплена норма о том, что установление публичного сервитута осуществляется с учетом результатов общественных слушаний. Это, на наш взгляд, поможет избежать возможных злоупотреблений при установлении публичного сервитута в отношении земельных участков, используемых гражданами и юридическими лицами.

Государственная регистрация земельного сервитута: особенности процедуры

Ввод сервитута подлежит обязательной регистрации, как любое иное право на земельную собственность. Процедура производится согласно положениям статьи 27 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним». Единственным исключением могут считаться обстоятельства, когда необходимость в сервитуте отпадает до заключения договора (к примеру, работы по установке линий коммуникаций завершились раньше, чем стороны согласовали договор).

  • договор о вводе сервитута (в трех экземплярах, один предназначается для Росреестра);
  • заявления сторон о регистрации установленного права пользования;
  • кадастровый паспорт земельного участка, по которому введены ограничения;
  • справка о выплате госпошлины за регистрацию сервитута.
Ссылка на основную публикацию