Табель о рангах госслужащих в рф

Классные чины государственной гражданской службы — таблица

Впервые были систематизированы Петром 1 в Табели о рангах. После революции 1917 г. они были упразднены. В 1943 г. чины снова были введены, но только для сотрудников прокуратуры и следственных органов. В действующей сегодня каждый класс соответствует определенному воинскому (специальному) званию. Она утверждена Указом Главы государства в 2021 г.

  1. В исполнительных структурах, деятельностью которых руководит Глава государства, присвоение осуществляется по представлению их руководства, а в прочих исполнительных органах – по представлению Правительства.
  2. В прочих госорганах федерального уровня (судебных, законодательных) либо в их аппаратах получение следующего класса осуществляется по представлению их руководства.

Литературно-исторические заметки юного техника

Особое место в иерархии военных чинов занимали офицеры гвардейских частей всех родов войск, получившие в Петровской «Табели» преимущество в два чина перед армейскими офицерами. Интересен и тот факт, что до 1837 года офицеры гвардии, назначаемые на новые вышестоящие должности в армию, имели право сохранения своего гвардейского чина и гвардейского чинопроизводства. В документах XVIII века нередко можно встретить обращение типа «полковник армии и лейб-гвардии капитан». В 1798 году чин полковника гвардии был смещен с 4-го класса до 6-го, т. е. сравнялся с чином армейского полковника. Это было связано с тем, что командиры гвардейских полков стали определяться генеральским чином, а полковники гвардии стали занимать должности командиров батальонов. Лишь после реформы военного чинопроизводства 1884 года, когда армейские обер-офицерские чины были переведены на один класс выше, различие между гвардией и армией стало составлять один класс. Служба в гвардейских частях давала преимущество и в чинопроизводстве. Как правило, на вакансию в армейских частях зачислялись гвардейские офицеры, бравшие перевод из гвардии в армию. Особенно это характерно для должностей командиров батальонов и командиров полков. Получив новую должность, а вместе с ней и новый чин, гвардейцы в армии долго не задерживались н снова переводились а гвардию. С таким положением вещей и связано стремление недворян в гвардию. Несмотря на то что служба в гвардейских воинских частях требовала довольно значительных средств, стремление выпускников военных училищ выпуститься в гвардию особенно возросло после 1901 года, когда согласно приказу по Военному ведомству (1901 г., № 166) был установлен прямой выпуск в гвардию на основании результатов выпускных экзаменов. Этот приказ вызвал недовольство среди большинства гвардейских офицеров — выходцев из старых дворянских родов России и служивших в 1-й и 2-й гвардейских дивизиях. [3-я гвардейская дивизия, расквартированная в Варшаве, по своему составу была менее аристократична и в среде офицеров-гвардейцев Петербургских дивизий получила название «суконной гвардии»] Уже через год приказ 1901 года был отменен, и лиц недворянского происхождения в гвардию не направляли, и это при том, что законодательство не ограничивало право недворян поступать офицерами в гвардию.

Дело в том, что следующий по классу чин коллежского асессора давал право на потомственное дворянство, поэтому-то на пути к нему лежала незримая преграда, преодолеть которую разночинцу-чиновнику было чрезвычайно трудно. Дворянство остерегалось чрезмерно пополняться за счет незнатных. Большинство титулярных советников навеки оставались в этом чине, не рассчитывая на большее; их называли «вечными титулярными советниками», «титуляшками», а пресловутая «генеральская дочь» так и оставалась недосягаемым небожителем, особой, как минимум, четвертого класса.

Табель о рангах госслужащих в рф

Опрос на форуме «Русский коллекционер» позволил выявить эстетические предпочтения любителей униформологии в этом вопросе. Практически все участники форума проявили здоровый консерватизм, они предпочитают либо традиционные чиновничьи погоны с продольным расположением звезд и с продольными просветами у чиновников обер- и штаб-офицерского ранга, либо петлицы с аналогичным рисунком. Сторонников действующей концепции знаков различия практически не оказалось. При этом участники опроса оказались более либеральными в отношении формы звезд, более того, предусмотренная концепцией форма звезд (игмандовская, таможенная) оказалась лидером.

Учитывался и общеобразовательный уровень государственного служащего. Законами 1731, 1747 и 1757 гг. предусматривалось, что лица, окончившие курс наук в кадетском шляхетском корпусе и в университете, получали право быть назначенными сразу не только в XIV класс, но и в более высокие обер-офицерские чины.

Табель о рангах госслужащих в рф

В законопроект «О реформировании государственной службы» были введены принципиально новые понятия госслужбы как механизма государственного управления. Появилась дифференциация госслужбы на федеральную гражданскую, федеральную военную, федеральную правоохранительную и государственную гражданскую в субъектах федерации. А также была проведена унификация классных чинов, дипломатических рангов, воинских званий, между которыми была введена эквивалентность. «Это некое подобие Табели о рангах Петра I», — сказал Медведев. В новом документе формировались принципы работы госслужащих, определялись полномочия государства, федеральных органов власти и органов власти субъектов федерации. Также был принят порядок разрешения трудовых конфликтов и споров, ввелось понятие служебного контракта.

По мнению экспертов, новая «табель о рангах» позволяет чиновнику понять, «кого он может послать, а кто его может послать» — кому клясться в верности, кому на кого доносить. Без такой системы координат, по мнению экспертов, чиновники не могут существовать, пишет газета «Новые известия». Чтобы занять высшие должности гражданской службы, чиновнику нужно дорасти до чина действительный государственный советник 1, 2 или 3 класса. Ступень ниже — государственный советник РФ 1, 2 и 3 класса. Далее идут советники государственной гражданской службы РФ трех классов, референты и секретари государственной гражданской службы с первого по третий класс.

Интересно почитать:  Получить квартиру от государства в москве

Роль Табели о рангах в государственной службе России

Для придания государственной службе четкой организационной структуры, обеспечивавшей ее подконтрольность верховной власти, Петр, учитывая опыт других стран, признавал необходимым установить строгую иерархию всех ее должностей, число которых в связи с расширением функций государственного управления в начале XVIII в. значительно возросло. Такая иерархия должна была способствовать укреплению дисциплины и субординации, с одной стороны, с другой — быть стимулом службы, создающим условия для последовательного продвижения по служебной лестнице каждого государственного служащего в соответствии с его способностями и заслугами.

В каждом классе необходимо было прослужить известный минимум лет (в низших классах обычно 3-4 года). За особые заслуги по службе этот срок мог быть сокращен. Переход в следующий класс предполагался как занятие открывшейся вакансии. В связи с тем, что гражданских должностей было больше, чем военных, в гражданской службе открывалось больше вакансий, а потому и движение по службе там могло быть более быстрым. Учитывался и общеобразовательный уровень государственного служащего. Законами 1731, 1747 и 1757 гг. предусматривалось, что лица, окончившие курс наук в кадетском шляхетском корпусе и в университете, получали право быть назначенными сразу не только в XIV класс, но и в более высокие обер-офицерские чины. Поскольку число высших должностей всегда было меньше числа низших, продвижение по службе нередко оказывалось слишком медленным и не заинтересовывало в продолжение службы. В связи с этим, в гражданской службе минимум лет службы в каждом классе со временем стал рассматриваться как максимум, дающий право назначения на должность более высокого класса, а при отсутствии вакансий — производства в следующий класс с оставлением на прежней должности. Класс как ранг должности превращался в самостоятельный правовой феномен — ранг без должности, получивший название чина или классного чина (для отличия от чина вообще, чина как должности и звания), а за его обладателем утвердилось наименование «чиновник».

Петровский Табель о рангах

Идея создания подобного документа принадлежала самому Петру Великому, который принимал личное участие в его составлении. В качестве основы были взяты аналогичные документы ведущих мировых держав (Франции, Швеции, Пруссии и Дании). На их основе комиссией был создан черновик, который отправился на подписание к императору. Петр лично отредактировал черновик и приказал передать его на рассмотрение Сената, Военной и Адмиралтейской коллегий. В документ были внесены определенные правки, но при итоговом рассмотрении Петр 1-й их не принял.

Появление такого документа значительно упростило государственную службу, сделало ее более прозрачной. В нем были описаны старорусские чины, однако давать их перестали, что означало, что Россия окончательно освободилась от устройства и порядков Московской Руси и перешла на новый тип управления.

Табель о рангах иерархия государственных должностей

Табель о рангах была принята в виде государственного закона, создавшего иерархию служебных разрядов и систему продвижения государственных чиновников, военных и придворных. Все чины «Табели о рангах» подразделялись на три типа: военные, статские (гражданские) и придворные. В каждой из категорий было 14 разрядов (классов), строго соотнесенных между собой. 1

Кроме того, Петром были введены различия в одежде для разных рангов: «Понеже такожде знатность и достоинство чина какой особы 66 часто тем умаляется, когда убор и прочей поступок тем не
сходствует, якоже на супротив того многия разоряются, когда они
в уборе выше чина своего и имения поступают: того ради
напоминаем мы милостиво, чтоб каждый такой наряд, экипаж, и
либрею имел, как чин и характер его требует.
По сему имеют все поступать, и объявленного штрафования и
вящшаго наказания остерегатся». 8

Предложения Табели о рангах РФ

Погоны с закругленным верхом с полем из ткани околыша фуражки (приборное сукно или бархат). Погоны высших и главных чинов окантовываются шнуром цвета металлического прибора. Ширина погона у высших и главных чинов 4,5 см (с кантом). На поле погона высших чинов размещаются вдоль продольной оси от 1 до 3-х пятиконечных звезд размахом лучей 22 мм, вышитый канителью цвета приборного металла или противоположного цвета (например, серебристый на золотистом), наложенные на вышитые шелком звезды того же размера цвета кантов, в центре звезды вышивается шелком пятиугольник цвета кантов. На поле погона главных чинов располагаются металлические десятиконечные звезды размахом 18 мм, состояшие из чередующихся лучей и сияния. В центре — эмалевая звезда цвета кантов. Цвет звезд по цвету металлического прибора.

Предлагаются для гражданских служащих правоохранительных ведомств и госслужащих правоохранительньной службы. Отличия от типа А аналогичны отличиям знаков различия по спецзваниям от знаков различия по воинским званиям, поэтому у МО РФ нет повода к протестам.

Табель о рангах госслужащих в рф

По мере увеличения числа должностей (особенно в гражданской службе) обнаруживалось, что обойтись без широкого привлечения недворян на государственную службу нереально. Поскольку в условиях сословного строя России исполнение государственными служащими их должностных обязанностей было возможно лишь в том случае, если чиновник будет иметь статус дворянина, Табелью о рангах предусматривалось, что каждый, выслуживший первый (низший) классный чин, получал дворянство. Еще 16 января 1721 г. право на дворянство было установлено в общем порядке для всех офицеров. В законе говорилось: «Все обер-офицеры, которые произошли не из дворян, оные и их дети и их потомки суть дворяне и надлежит им дать патенты на дворянство». Причисление к дворянству давало ряд льгот, что было серьезным стимулом к поступлению на государственную службу. В военной службе уже XIV класс сообщал потомственное дворянство; в гражданской же — лишь VIII, а низшие чины давали только личное дворянство. Статус личного дворянства был создан специально для данного случая и имел целью несколько сдержать и замедлить пополнение рядов потомственного дворянства за счет служилого сословия. Это подтверждалось и указом от 31 января 1724 г., которым предписывалось «в секретари не из шляхетства (дворянства) не определять, дабы потом [не] могли в асессоры, советники и выше происходить», т. е. производиться в чины, дававшие права потомственного дворянства. Шепелев Л.Е. [Электронный ресурс] / Л.Е. Шепелев «Титулы, мундиры и ордена Российской империи». — СПб.: ЗАО «Центрполиграф», 2021. С — 423, http://bibliotekar.ru/CentrTitul/3.htm Однако здесь же допускалось исключение: разрешалось производить в эти классы тех «из подьяческого чина, кто какое знатное дело покажет и заслужит». В дальнейшем под давлением обстоятельств (недостатка родовых дворян для замещения вакантных должностей государственной службы, с одной стороны, и общего возрастания числа самих этих должностей, особенно в начале XIX в. в связи с введением в России министерской системы управления, — с другой) приток на государственную службу недворян постоянно возрастал. Вследствие этого 11 июня 1845 г. класс, дававший потомственное дворянство в гражданской службе, был повышен до V; VI — IX классы стали давать личное дворянство, а Х — XIV — личное почетное гражданство. В военной же службе потомственное дворянство стал давать VIII класс, а низшие только личное. 9 декабря 1856 г. право на потомственное дворянство в гражданской службе было передвинуто на один класс выше (вместо V на IV), а в военной — с VIII на VI класс (VII — XIV классы давали личное дворянство). В 1880-е гг. предполагалось и в военной, и в гражданской службе повысить класс, дающий дворянство, с VI и IV до III, но это намерение не было реализовано. 1 августа 1898 г. в гражданской службе были введены новые ограничения: чин IV класса стал даваться только после пяти лет пребывания в предыдущем чине и нахождения в должности не ниже V класса. Шепелев Л.Е. [Электронный ресурс] / Л.Е. Шепелев «Титулы, мундиры и ордена Российской империи». — СПб.: ЗАО «Центрполиграф», 2021. С — 423, http://bibliotekar.ru/CentrTitul/3.htm

Интересно почитать:  Дополнительный отпуск гражданам проживающим в зоне проживания с правом на отселение в 2021 году как оформить

Получение чина более высокого класса (на 1-2 ранга), чем класс фактически занимаемой должности, стало в гражданской службе обычным явлением. Возможность этого предусматривалась уже в самой Табели, где говорилось, что если кто-то «выше ранг получил, нежели по чину, которым он действительно управляет, то имеет он при всяких случаях ранг вышнего его чина» Шепелев Л.Е. [Электронный ресурс] / Л.Е. Шепелев «Титулы, мундиры и ордена Российской империи». — СПб.: ЗАО «Центрполиграф», 2021. С — 423, http://bibliotekar.ru/CentrTitul/3.htm . Тот, кто получил следующий класс, становился кандидатом на соответствующую этому классу должность. Из нескольких претендентов старшим считался тот, кто раньше был произведен в этот класс. Старшинству производства придавалось важное значение. Закон 15 февраля 1742 г. подтверждал это с полной определенностью: «. как в военной сухопутной и морской, так и в штатских службах обретающихся впредь производить в чины по старшинству и заслугам, а не по старшинству никого не производить». 13 января 1753 г. такой порядок был вновь подтвержден, но делалось одно исключение для поощрения лиц, имевших «знатные» заслуги по службе: последние могли получать следующий чин в обход старших их по службе, но лишь по «высочайшему» усмотрению.

Табель о рангах Российской Империи

Мы говорим о Табеле, что он давал дорогу образованным людям, но что такое образованность в 16-17 веках? С ней, особенно у дворян, были большие проблемы. В результате Петр 1 сформулировал минимум, который должны были знать все дворяне: 4 действия арифметики, уметь читать и писать, понимать иностранный язык. И даже с такими требованиями у дворян были большие проблемы. Они не хотели учиться, поэтому Петр ввел систему приема экзаменов (часто царь лично их принимал), где проверялись знания дворян, и проверялось их соответствие определенной службе и место в Табеле.

Эти условия были актуальным до 1856 года. После этого были введены новые правила относительно получения дворянства. Личное дворянство получали с 12-го ранга (Поручик), а потомственное дворянство – с 6 ранга (Полковник). На гражданской службе право личного дворянства давал 9 ранг (Титульный советник), а потомственного – 4 ранг (Действительный статский советник).

Табель о рангах (стр

Военные чины объявлялись выше соответствующих им гражданских и даже придворных чинов. Такое старшинство давало преимущества военным чинам в главном – переходе в высшее дворянское сословие. Уже 14-й класс «Табели» (фендрик, с 1730 г. — прапорщик) давал право на потомственное дворянство (в гражданской службе потомственное дворянство приобреталось чином 8-го класса — коллежский асессор, а чин коллежского регистратора — 14-й класс, давал право лишь на личное дворянство).[7]

Табель о рангах была принята в виде государственного закона, создавшего иерархию служебных разрядов и систему продвижения государственных чиновников, военных и придворных. Все чины «Табели о рангах» подразделялись на три типа: военные, статские (гражданские) и придворные. В каждой из категорий было 14 разрядов (классов), строго соотнесенных между собой.[4]

Что такое табель о рангах Российской империи: таблица с чинами

Самым ярким примером из русской классики, который показывает на практике значимость этой должности, является Андрей Иванович Штольц – один из главных героев романа И.А. Гончарова «Обломов». Также Петр Петрович Лужин – один из персонажей Достоевского в «Преступлении и наказании» имел официальный статус надворного советника.

В России имелась также такая категория чиновников, как коллежский секретарь. Что входило в его функции? Лица, которые относились к такому социальному статусу, занимали невысокую должность. Оплата труда тоже была не самой высокой в государстве. Это невоенный чин десятого ранга. С 1884 по 1917 годы соответствовал армейскому поручику, а также флотскому мичману.

Ссылка на основную публикацию