Внутренние И Внешние Миграции России

Понятие миграции внутренняя внешняя миграция россия

Второй эмиграционный поток – это растянутый на весь период с 1970 по 1988 выезд из СССР на постоянное место жительства в другие страны по этническим и политическим мотивам. В этом потоке присутствуют две составляющие: первая – так называемая еврейская эмиграция в США и Израиль (примерно 200 тыс. человек); вторая – диссиденты, покинувшие в тот период СССР, их число крайне невелико в масштабах всей страны и не превышает 50 тыс. чел.

Миграции (от латинского «migratio») — перемещения людей между отдельными территориями и поселениями, связанные с постоянной, временной или сезонной переменой ими места жительства. Главная причина миграций — экономическая, но значительную роль также играют политические, национальные, религиозные и другие причины. Формы миграций весьма многообразны: ежедневно сотни миллионов людей участвуют в маятниковых (челночные) трудовых поездках, обусловленных большим расстоянием между местами жительства и работы людей, велик размах сезонных перемещений, связанный с сезонной работой, поездками на отдых и лечение, туризмом, а также религиозных паломничеств к святым местам.

Внешняя миграция населения Российской Федерации

В современных условиях выезд населения Российской Федерации за границу становится острой проблемой, так как среди выезжающих значительную часть составляют высококвалифицированные специалисты разных профессий, ученые, творческая интеллигенция. В период реформ 1990-х гг. социально-демографический потенциал России не только уменьшался, но и качественно ухудшался. Так, по данным программы развития ООН) ИРЧП (индекс развития человеческого потенциала) в 1992 г. составлял 0,849, что свидетельствовало о принадлежности России к индустриально развитым странам с высоким человеческим потенциалом (максимальное значение этого индекса — 0,915 — имела Канада). Однако к 2000 г. он снизился до 0,762, в результате чего страна опустилась с 30-го на 57-е место (из 175 изучаемых стран), перейдя, согласно классификации ООН, в группу стран со средним уровнем развития. Возникла высокая несбалансированность разных компонентов человеческого потенциала России. Если индекс образованности ее граждан в 2000 г. оставался близким к самым развитым странам, то индекс их долголетия и индекс дохода соответствовал уровню слаборазвитых стран. По оценке экспертов ООН, ИРЧП России на 2007 год составляет 0,817 (уровень Македонии, Албании, Бразилии), причем рейтинг страны снизился до 71-го места в 2007 г. против 57-го в 2002 г.

Из России выезжают в основном в Германию, Израиль, США. Наряду с эмиграцией нарастает поток иммигрантов в Россию из Китая и Вьетнама (в основном на заработки), а также из Германии и Турции (с целью использовать территорию Российской Федерации для въезда в другие страны мира) (Приложение 1). Более выраженный характер носит иммиграция в Россию из стран ближнего зарубежья. В 2000 г. сальдо миграционного обмена России со странами ближнего зарубежья достигло 267тыс. человек, а в 2001г., при общем сокращении миграционного потока почти в два раза, — 124тыс. человек. В период с 2001 по 2004 годы миграционный поток пошел на убыль. Но уже в 2008 году он составил 241,9 тыс. человек. Более2/3мигрантов, въехавших в Россию, составили выходцы из Армении, Казахстана, Украины и Узбекистана (табл. 2).

Внутренняя и внешняя миграция в России

Внутренняя и внешняя миграция – показатели движения жителей страны по ее территории и за пределы. Миграционные процессы напрямую влияют на численность населения каждого региона и страны в целом, поэтому перемещения граждан регулируются законодательно и ведется их учет.

  • оформлено 314 910 визы иностранным гражданам;
  • подтверждено 483 803 приглашения для граждан других стран;
  • выдано 148326 разрешения на работу иностранцам, что на 687 меньше, чем в 2016 году;
  • оформлено 1682622 патента иностранным гражданам, что на 172 тыс. патентов больше, чем в 2016 году;
  • общее количество фактов постановки на миграционный учет иностранных граждан 15 710 227, а это почти на 1,4 млн. больше, чем в предыдущем году.

Внешние и внутренние миграции

Отдельно выделяется внешняя трудовая миграция. Она означает добровольное перемещение на законном основании людей, постоянно проживающих на территории государства, за границу, а также иностранных граждан и лиц без гражданства, постоянно проживающих вне пределов государства, на его территорию с целью осуществления ими оплачиваемой трудовой деятельности; субъектами внешней трудовой миграции (трудящимися-мигрантами) являются лица, которые занимались, занимаются или будут заниматься оплачиваемой деятельностью в государстве, гражданами которого они не являются.

6. Развитие форм временной, коммерческой, «челночной» миграции, которая позволяет части семей получать средства к существованию путем работы на временной основе в другом городе или регионе. Это ведет к определенным сложностям в жизни трудовых мигрантов, но позволяет им осуществлять трудовую деятельность, избегая затрат на переезд всей семьи. Трудовая миграция, в отличие от переселения, не предполагает смены постоянного места жительства, по крайней мере на первоначальном этапе.

Миграционные процессы в РФ

Политические и экономические события в странах СНГ несколько изменили внешние миграционные процессы в России. Экономический кризис последних лет снизили потенциал трудовой миграции в России из стран Средней Азии. В 2015-2016 гг впервые за многие годы отмечалось увеличение оттока населения в Центральную Азию.

  1. В октябре 2018 года был опубликован Указ Президента РФ «Концепция государственной миграционной политики до 2025 года». В концепции были определены стратегии развития и демографической политики Дальнего Востока и Байкальского региона, направленные на привлечение граждан;
  2. Основу внешней миграционной политики РФ составляет «Программа по переселению соотечественников». В ней определены приоритетные регионы для переселения. В рамках этой программы переселенцам предоставляются льготы, в том числе компенсации за переезд, упрощенная схема предоставления гражданства, а в некоторых субъектах и подъемные выплаты;
  3. Осенью 2018 года Госдумой были внесены поправки в Закон «О гражданстве». Изменения предоставили президенту возможность определять категории граждан, имеющих право на получение гражданства РФ в упрощенном порядке. Под действие этого законопроекта попали граждане стран Балтии, Украины, Приднестровья и Молдавии.

Какие бывают виды миграции населения

Миграция данного типа на рынке труда и занятости сказывается по-разному. С одной стороны, она сопровождается дополнительными расходами по обустройству вынужденных переселенцев и беженцев, выплате им некоторых денежных пособий и т.п., с другой стороны, при направлении мигрантов в регионы с недостатком рабочей силы можно улучшить их экономическое положение и демографическую ситуацию.

Внутренняя миграция – это перемещение населения в пределах территории России. Внутренняя миграция бывает вынужденной и добровольной. Добровольное переселение наблюдается в случае переезда граждан в другое место в силу личных обстоятельств, по собственному желанию. Вынужденная миграция возникает в случае неминуемой необходимости в переезде в иной регион: в связи с насилием по признаку национальной или расовой принадлежности, угрозой жизни или по каким-либо иным причинам.

Внешняя и внутренняя миграция

Основными задачами государственной миграционной политики являются:
— защита прав и интересов мигрантов;
— развитие системы иммиграционного контроля;
— соблюдение государственных интересов при разработке и ре-ализации миграционных программ и мероприятий;
— регулирование миграционных потоков с учетом социально-экономического развития и экологической обстановки в регионах, национальной совместимости, специфики психологии мигрантов и климатических особенностей мест расселения;
— создание условий для приема и размещения мигрантов, сти-мулирующих их активное участие в процессе адаптации к суще¬ствующему социально-экономическому положению. Исходя из поставленных задач, государственная миграционная политика в настоящее время должна осуществляться в соответствии со следу¬ющими принципами:
— стимулирование рационального территориального распреде¬ления потоков вынужденных мигрантов;
— недопустимость дискриминации мигрантов по признаку расы, вероисповедания, гражданства, принадлежности к определенной социальной группе или по политическим убеждениям;
— личное участие вынужденных переселенцев в обустройстве на новом месте жительства, осуществляемое при государственной поддержке;
— регулирование размещения беженцев и вынужденных пере-селенцев в районах, располагающих для этого необходимыми усло¬виями, в соответствии с федеральной и региональными миграци¬онными программами;
— регулирование миграционных процессов с учетом стратеги¬ческих задач развития регионов и их геополитического положения, сдерживание оттока населения из северных и восточных регионов страны;
— регулирование потоков вынужденных мигрантов и беженцев, создание условий для их рационального размещения на территории Российской Федерации;
— осуществление мер экономического и социального характе¬ра, направленных на увеличение продолжительности жизни и соб¬ственного прироста населения в регионах России.
В «Концепции демографического развития Российской Федера¬ции на период до 2015 года» выделены приоритеты демографическо¬го развития в области миграции, к которым относятся:
— привлечение иммигрантов в Россию, в первую очередь из государств СНГ и Балтии;
— создание экономических условий для сокращения эмиграции и сохранения научно-технического, интеллектуального и творче¬ского потенциала;
— проведение комплекса правовых, организационных и финан¬совых мер, направленных на легализацию и адаптацию иммигран¬тов в РФ;
— совершенствование законодательства, касающегося защи¬ты прав вынужденных мигрантов и регулирования миграционных процессов.
В мае 2002 г. был принят Федеральный закон «О гражданстве Российской Федерации», а в июле 2002 г. — Федеральный закон «О правовом положении иностранных граждан в РФ». Извлече¬ния из этих законов даны в Приложении. В августе 2004 г. Прави¬тельство РФ ввело новые Правила использования миграционных карт.
Указом Президента РФ в 2004 г. в стране создана Федеральная миграционная служба (ФМС), подведомственная и подконтроль¬ная МВД России. Структура центрального аппарата ФМС включает директора, заместителей 11 управлений (по вопросам гражданства; по организации визовой к регистрационной работы; правового обе¬спечения и международного сотрудничества; контроля и делопро¬изводства; иммиграционного контроля; внешней трудовой мигра¬ции; организационно-аналитическое; финансово-экономического и ресурсного обеспечения; кризисных ситуаций; паспортной рабо¬ты и регистрационного учета населения; информационных ресур¬сов) и 3 центра — паспортно-визовых информационных ресурсов; обращений граждан по паспортно-визовым вопросам; оформления приглашений иностранных граждан.
22 сентября 2004 г. Правительство РФ приняло соответствующее постановление «Некоторые вопросы Федеральной миграционной службы». В России в конце 2004 г. значительно ужесточена ответствен ность за нарушение миграционных правил. Принят Федеральный закон «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях». По новому закону штрафы положены не только за нарушение правил пребывания в России иностранных граждан и лиц без гражданства, но и за на¬рушение правил использования иностранных работников.
Отметим основные особенности миграционной ситуации на рубеже. По мнению ученых ИСЭПН, они характеризуются:
— уменьшением регистрируемого миграционного прироста населения России, снижением компенсирующей роли миграционно¬го притока в сокращении объемов и интенсивности безвозвратной миграции;
— устойчивым миграционным оттоком населения из северных и восточных регионов страны;
— односторонней направленностью миграционных потоков в пользу России в миграционном обмене с бывшими союзными ре-спубликами;
— постепенным замещением под воздействием рынков труда и демографического дисбаланса вынужденной миграции из бывших союзных республик на экономическую, их сращиванием в структуре иммиграционного потока в Россию;
— активизацией временных трудовых миграций из СНГ, Юго-Восточной Азии и некоторых других стран дальнего зарубежья в Россию;
— уменьшением потоков эмиграции на постоянное жительство при одновременном росте числа российских граждан, работающих в странах дальнего зарубежья;
— расширением масштабов незарегистрированных миграцион¬ных потоков, различных форм незаконной миграции и криминаль¬ных миграционных практик, таких как торговля людьми и исполь¬зование рабского труда мигрантов.
Среди причин, обусловливающих повышение роли миграци¬онного фактора в экономическом и социальном развитии Россий¬ской Федерации как в ближайшем будущем, так и в период долго¬срочной перспективы — особенности демографического развития, характеризующиеся низким естественным приростом населения, сокращением демографического потенциала и ожидаемым резким снижением численности населения в трудоспособном возрасте; наметившаяся тенденция к экономическому росту, активизации рыночных процессов, торговли, инвестиционного климата; не¬равномерность развития российских регионов; наличие крупных национальных диаспор внутри Федерации и российских диаспор в других странах; необходимость более глубокой интеграции России в мировое экономическое пространство, развития экономических и социально-культурных связей с другими странами.
Россия продолжает оставаться центром миграционного притя¬жения на пространстве бывшего СССР. За межпереписной период 1989—2002 гг. миграционный прирост населения страны составил 5,6 млн. человек [ 11, С.13 ].

Интересно почитать:  Образец трудовой договор директор единственный учредитель

Внешняя миграция подразделяется на эмиграцию — выезд граждан из своей страны в другую страну на постоянное жительство или дли-тельный срок, и иммиграцию — въезд граждан в другую страну на постоянное жительство или длительный срок.
Отдельно выделяется внешняя трудовая миграция. Она означает добровольное перемещение на законном основании людей, посто¬янно проживающих на территории государства, за границу, а также иностранных граждан и лиц без гражданства, постоянно прожива¬ющих вне пределов государства, на его территорию с целью осу¬ществления ими оплачиваемой трудовой деятельности; субъектами внешней трудовой миграции (трудящимися-мигрантами) являются лица, которые занимались, занимаются или будут заниматься опла¬чиваемой деятельностью в государстве, гражданами которого они не являются.
Внутренняя миграция — перемещение населения по территории страны. Внутренняя миграция может быть добровольной, вынужденной и насильственной.
Миграция может быть возвратной и безвозвратной, а также за¬конной и незаконной.
Возвратная миграция — переселение на до¬статочно длительный, но ограниченный срок.
Безвозвратная — пе¬реселение с окончательной сменой постоянного места жительства.
Законная миграция — въезд, переселение и пребывание на террито-рии страны, осуществленные в соответствии с нормами, существую¬щими в ее законодательстве.
Незаконная миграция — въезд на терри¬торию того или иного государства, пребывание на этой территории, а также выезд с нее иностранных граждан и лиц без гражданства с нарушением законодательства данной страны, регулирующего по¬рядок въезда, пребывания, транзитного проезда и выезда иностран¬ных граждан, произвольное изменение ими своего правового поло¬жения в период нахождения на территории государства.
Возможно сочетание различных видов миграции, например, од-новременно внешней и маятниковой, когда мигранты — фрондильеры, т. е. люди, которые живут в одной стране, а работают в другой и ежедневно пересекают по пути из дома на работу государственную границу (много таких мигрантов в западноевропейских странах).
Или одновременно внешние и возвратные мигранты — репатриан¬ты, т. е. люди (или их потомки), которые когда-то переселились из своей страны, а теперь возвращаются на родину.
В России субъектами внешней миграции являются:
а) эмигранты, в том числе:
— граждане России, переселяющиеся по различным причинам в другие страны на постоянное или временное проживание;.
— лица из числа признанных в установленном порядке беженца¬ми или ранее прибывших на территорию Российской Федерации и получивших временное убежище, выезжающие с территории Рос¬сии на место жительства в другие государства;
— граждане бывшего СССР, проживающие на территории Рос-сийской Федерации, но не являющиеся гражданами Российской Федерации, выезжающие с ее территории;
б) эмигранты транзитные — граждане бывшего СССР, не явля-ющиеся гражданами России, постоянно проживающие в государ¬ствах — бывших республиках СССР и прибывшие в Россию с целью выезда в третьи страны;
в) иммигранты, в том числе:
— иностранные граждане и лица без гражданства, граждане быв-шего СССР, постоянно проживавшие за пределами Российской Фе-дерации, переселяющиеся в Россию на постоянное или временное жительство;
— иностранные граждане и лица без гражданства, прибывающие в Россию;
г) иммигранты транзитные — иностранные граждане и лица без гражданства, прибывающие в Россию с целью дальнейшего выезда в третьи страны.
Субъектами вынужденной и незаконной миграции являются:
а) граждане бывшего СССР, не приобретшие гражданства другого государства, входившего ранее в состав СССР;
б) граждане государств — бывших республик СССР, в том числе граждане Российской Федерации;
в) иностранные граждане;
г) лица без гражданства (апатриды);
д) лица, имеющие двойное гражданство (бипатриды).
Субъектами внутренней миграции являются граждане Россий¬ской Федерации и лица, находящиеся в России на законных осно¬ваниях, а также лица, не имеющие законных оснований для пре¬бывания на территории Российской Федерации и осуществляющие перемещения по ней.
Субъектами незаконной миграции являются:
а) эмигранты неконтролируемые — граждане Российской Феде-рации, выезжающие через территории государств — бывших респу¬блик СССР в другие иностранные государства;
б) эмигранты нелегальные — граждане Российской Федерации, нелегально пересекающие Государственную границу Российской Федерации;
в) иммигранты незаконные, к которым относятся:
— иностранные граждане и лица без гражданства, въезжающие по недействительным документам или без документов в Российскую Федерацию;
— иностранные граждане и лица без гражданства, объявленная цель въезда которых не соответствует их намерениям;
— иностранные граждане и лица без гражданства, прибывающие в Россию нелегально, в том числе через государства — бывшие ре¬спублики СССР[ 5, С. 39 ].
При рассмотрении международной миграции населения целе-сообразно выделять шесть групп мигрантов:
1) эмигранты, выез¬жающие в силу семейных или иных причин на постоянное место жительства в другую страну (причем с сохранением по желанию гражданства, независимо от страны въезда);
2) трудящиеся-ми¬гранты;
3) нелегальные иммигранты;
4) беженцы;
5) студенты, ста¬жеры, научные сотрудники и преподаватели;
6) прочие — туризм, отдых и т. п.
Под влиянием интернационализации мирохозяйственных связей существенное развитие получает и система «транзитной» миграции, которая удовлетворяет потребности в специфических профессиях и квалификациях, периодически возникающие на национальных рынках труда развитых стран, Она основывается на перемещении по каналам транснациональных корпораций рабочей силы высокой квалификации на срок от одного до трех лет. Выделяя приоритет экономического характера, важно иметь в виду и обратную сторону международных миграций населения — де¬мографическую, значительно влияющую на динамику общей чис¬ленности, возрастно-половую и другую структуру населения той или иной страны. В 80-е гг. доля внешней миграции в общем приросте населения, например, таких стран как США, Канада, Франция, Австралия, имела тенденцию к росту, превысив в среднем 25%. В США, по оценкам американских экспертов, на иммигрантов при-ходилось 50% ежегодного прироста населения.
Еще одна закономерность современной международной мигра¬ции населения заключается в значительном и постоянном увели¬чении ее масштабов. Многомиллионная межгосударственная ми¬грация становится типичным явлением социально-экономической жизни современного общества, все больше превращаясь из фактора в константу современного производства.
Крайне сложной задачей является прогнозирование миграций, особенно в условиях постоянно изменяющейся социально-эко¬номической ситуации. Самая непосредственная зависимость ми¬грации от экономических, политических, социальных факторов предполагает, что в основу прогноза миграции следует положить сценарий возможного развития в будущем указанных факторов. Анализируя процессы миграции, нетрудно заметить, что пока еще не создан определенный сценарий социально-экономического раз¬вития многих стран, на основе которого можно разрабатывать более или менее надежные перспективные оценки миграции.
Однако по ряду факторов можно все-таки прогнозировать даль-нейший рост международной миграции, хотя пункты отправки и назначения могут измениться [10, С. 75].
Согласно классической теории, им¬миграция возникает при одновременном наличии факторов вы¬талкивания-предложения и втягивания-спроса, а также сетей для увязки предложения мигрантов со спросом на них со стороны рабо¬тодателей и семей в принимающих странах. Экономическая глоба¬лизация и интеграция подстегивает все части этого уравнения. Что касается спроса, то предприятия — в частности, транснациональные корпорации, но не только они всеми силами стремятся заполу¬чить доступ на глобальный рынок труда для найма работников. Это относится как к квалифицированной, так и к неквалифицирован¬ной рабочей силе. Что касается предложения, то если растущие ожи¬дания в отношении экономического прогресса удовлетворяются не¬достаточно быстро, миграция соблазняет тех работников, которые могут зарабатывать гораздо больше в более богатых странах. Вообще люди, наиболее склонные к миграции, обладают некоторыми сред¬ствами, которые они могут вложить в реализацию своего плана.
Внутренние массовые миграции населения были вызваны преж¬де всего урбанизацией. Переселение сельского населения в города за¬хватило сотни миллионов жителей планеты. Масштабы этого вида миграций так велики, что они получили название «великого пере¬селения народов XX века». Сельские жители развивающихся стран устремляются в города в поисках лучшей доли, что ведет к «взрыв¬ному» росту крупнейших городов. В развитых странах этот процесс закончился на уровне примерно 80% урбанизации. Сегодня на¬блюдается некоторый отток в сельскую местность. В ряде развитых стран начался процесс деурбанизации.
В странах мира, отличавшихся незначительной и весьма не-равномерной плотностью населения, получил распространение и такой вид миграций, как освоение новых районов прежде всего за счет внутренней миграции. Так, заселение территорий США, Кана¬ды, Бразилии, Китая, некоторых других государств началось с вос¬точных прибрежных областей, а внутренние и западные территории осваивались позже. Так же заселялась и Австралия европейцами, только расселение шло с юго-востока на север и запад. К этому типу стран относится и Россия, в которой расселение шло с запада на вос¬ток и меньшее значение имела внешняя миграция.
Рост нелегальной иммиграции объясняется многими факторами, среди которых главный состоит в том, что трудящиеся-мигранты, работающие нелегально, представляют для предпринимателей не¬больших фирм самую дешевую рабочую силу, что и является стиму¬лом к найму таких рабочих.

Интересно почитать:  Нормы выдачи спецодежды 2019 по профессиям

Примеры внутренних и внешних миграций

Во второй половине XX века появилась новая форма внешних миграций, получившая название «утечка умов». Она впервые появилась после 2-й мировой войны, когда из Германии в США было вывезено несколько тысяч ученых. В наши дни наряду с оттоком «умов» из Европы наблюдается их отток из развивающихся стран.

Хотя внутренние миграции характерны для всех государств, в различных странах они находятся на разных стадиях развития. В развивающихся странах потоки сельских жителей, не имеющих земли и работы, устремляются в города в поисках лучшей доли, а в наиболее развитых странах — преобладают «обратные» миграции населения (из городов в пригороды, а частично и в сельскую местность).

Внешняя миграция: российские реалии

Поскольку решение организационных, правовых, экономических и прочих вопросов пока не налажено, внешняя трудовая миграция вызывает негативные последствия. В частности, выезд за границу представителей дефицитных профессий ведет к дисбалансу отечественного рынка труда, огромных масштабов достигает незаконная трудовая миграция.

  • защита прав мигрантов из России;
  • смягчение положения на внутреннем рынке труда благодаря трудоустройству наших соотечественников за границей;
  • защита национального рынка труда от хаотичного потока иностранных мигрантов;
  • приток в отечественные банки валюты, заработанной трудящимися-мигрантами.

Подробно о внутренней миграции в России

В последние годы в России произошла смена главного направления миграции – начался выезд граждан из Севера и Востока страны, которые являются наиболее богатыми на сырьевые ресурсы. Всего с 1992 по 1999 гг. районы Крайнего Севера и ближайшие регионы потеряли за счет миграции почти 7 % граждан.

В целом количество людей уменьшилось в 66 населенных пунктах России из 89. Больше всего населения переехало с Крайнего Севера и Дальнего Востока, к примеру, на Чукотке численность населения снизилась в три раза по сравнению с 1989, в Магаданской области – в два раза.

Особенности внешней и внутренней миграции в России

Население России пугают проблемы, возникающие в связи с миграционным процессом. Россия, которая не может обустроить всех «своих» иммигрантов из ближнего зарубежья, не имеет возможности создать нормальные условия для проживания иммигрированных со всего мира. Тем не менее, эти проблемы надо решать, вырабатывая новую концепцию развития России.

Масштабы нерегистрируемой миграции могут быть достаточно велики. Например, в г. Астане (Казахстан) в июле 2006 года «в целях обеспечения выполнения юридическими и физическими лицами «Правил документирования и регистрации населения Республики Казахстан» была проведена акция «Я — житель столицы». В ходе этой акции было зарегистрировано 153,5 тысяч человек (это почти треть населения города), проживающих в столице с 25 февраля 1999 года по 31 августа 2000 года без регистрации в органах внутренних дел. Это в большинстве своем не были нелегальные иммигранты из других стран, а выходцы из других регионов и городов страны. Конечно, случай с новой столицей Казахстана не типичный, город строится и развивается усиленными темпами, в российской столице такого быть не может. Но этот пример показывает, какой может быть латентная миграция в соотношении с «видимым» потоком, который составлял несколько тысяч в год.

Ссылка на основную публикацию