Сомнительный долг в бухгалтерском и налоговом учете

Содержание

Обязательно ли создавать резерв по сомнительным долгам в 2021 году

  • когда несоответствия касаются временного отличия сопоставления периодов задолженности, то разница обуславливает отложение налоговых активов;
  • если величина отчислений в резерв по бухучету превосходит учрежденный налоговым учетом 10 % предел, то организация оперирует стабильными финансовыми разницами

Право на образование резерва Имеют те, кто при ведении учета использует метод начисления Применяется РСД По отношению только к покупательской задолженности Формировать резерв допускается Только относительно просроченной дебиторской задолженности В отношении долгов По которым допускается создавать резерв, устанавливается длительность просрочки платежей Исходя из длительности просрочки Определяется объем резерва и для него учреждаются лишь две величины – на полный объем при просрочке в 90 и более дней, на половину долга при просрочке в 45-90 дней При наличии встречного обязательства в РСД Попадает лишь кредит по долгам в непокрытой части В 2021 году предельный объем РСД Ограничен суммой 10 % от наибольшего из двух показателей – выручки за отчетный период, в каком создается резерв или выручки за предыдущий налоговый период Не использованный резерв переносится на следующий год Корректируясь при этом на величину вновь создаваемого резерва по аналогичному долгу

Особенности формирования резерва по сомнительным долгам в 2021-2021 году

Кроме того, всем предпринимателям, осуществляющим деятельность на российском рынке, следует знать, что зарезервированные средства относятся к расходам, к себестоимости продукции. А следовательно, не учитываются при составлении отчетности по налогам. Так что вы вполне можете воспользоваться данным правом, чтобы сократить отчисления в бюджет.

  • организация имеет право создавать резерв по сомнительным долгам в налоговом учете только в том случае, если ею выбирается способ начисления, упомянутый в статье 266 НК. В бухгалтерском она обязана формировать его, выбирая один из трех приведенных выше методов;
  • в бухучете вполне можно отнести к сомнительному тот долг, срок уплаты которого еще не наступил (то есть организация заранее уверена, что задолженность либо не будет погашена, либо возвращается несвоевременно). В налоговом же учитываются только вышеупомянутые просрочки.

Учет резервов по сомнительным долгам в бухгалтерском и налоговом учетах

7. Списание безнадежных долгов оформляется проводкой дебет 63 – кредит 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» (или другого счета для расчетов).
В балансе резерв отдельно не отражается. На его сумму корректируется (уменьшается) сумма самой дебиторской задолженности.

Предприятие, которое несет убытки от безнадежных долгов, может их покрыть как раз при помощи созданных ранние резервов, в других случаях резерв не применяется. Создавая резерв по сомнительным долгам, следует помнить, что его денежное выражение не должно быть больше, чем десять процентов от выручки в отчетном периоде.

Учет резервов по сомнительным долгам в бухгалтерском учете

  1. После завершения учетного периода, проводится переучет всех долгов дебиторов. Это нужно для того, чтобы выявить наличие их всех, а не только сомнительных.
  2. На основании полученной в ходе перерасчета информации рассчитывается сумма резерва, который был уже использован в этом периоде и неиспользованный остаток (в случае, когда были все-таки погашены долги со стороны дебиторов).
  3. Рассчитывается сумма резерва, который будет создан в следующем отчетном периоде. Рассчитывается она не только исходя из общей суммы просрочек, но и от размера всей выручки. По закону сумма отчислений не должна быть выше 10% от ее суммы.
  4. Рассчитанная сумма сравнивается с оставшимися за прошлый период средствами и делается перерасчет.

Первым делом предприниматель должен провести инвентаризацию всех дебиторских счетов. А не только тех, по которым выявлены невыплаченные в срок долги. Такая проверка включает в себя как проверку сумм, так и изучение всей имеющейся информации о должниках фирмы. Ее проводят для того, чтобы не только найти просроченные платежи, но и успеть принять меры для их уплаты до того, как исчезнет возможность их взыскать.

Резервы по сомнительным долгам: бухгалтерский и налоговый учет

Первоначально Минфин РФ (Письмо от 06.10.2021 N 03-03-01-04/1/67) высказывал мнение, что данное ограничение распространяется только на сумму вновь создаваемого резерва, т.е. на остаток резерва предыдущего периода корректируется сумма резерва следующего периода, определенная с учетом 10%-ного ограничения. Данную точку зрения разделяют и некоторые арбитражные суды. Так, ФАС Уральского округа признал неверным обратный порядок действия (сначала корректировка на остаток резерва предыдущего периода, а затем применение к полученной сумме 10%-ного ограничения) (Постановления от 11.07.2021 N Ф09-7932/06-С3, от 14.06.2021 N Ф09-4382/07-С3, от 14.02.2021 N Ф09-521/07-С3, от 25.12.2021 N Ф09-11362/06-С7, от 15.11.2021 N Ф09-10212/06-С7 и от 11.09.2021 N Ф09-7932/06-С7).

Организацией может быть применен подход к определению величины резерва по сомнительным долгам, основанный на ведении аналитического учета дебиторской задолженности в зависимости от периода просрочки платежа и применении определенного процента (процента сомнительной задолженности) к каждой группе задолженности. Ранжирование дебиторской задолженности в зависимости от продолжительности просрочки ее погашения и установление соответствующих полученным величинам средних процентов осуществляется исходя из накопленной за предшествующие годы информации.

Резерв по сомнительным долгам в бухгалтерском и налоговом учете: полный справочник для бухгалтеров

  • Если сумма отчислений в резерв равна нулю, то ничего делать не нужно.
  • Если сумма отчислений в резерв — положительное число, то сумму отчислений в резерв необходимо включить во внереализационные расходы на последнее число текущего отчетного (налогового) периода (пп. 7 п. 1 ст. 265, п. 3 ст. 266 НК РФ, Письмо Минфина от 23.05.2021 N 03-03-06/2/29297).
  • Если сумма отчислений в резерв — отрицательное число, то эту сумму надо включить во внереализационные доходы на последнее число текущего отчетного (налогового) периода (п. 7 ст. 250, п. 5 ст. 266 НК РФ).
Интересно почитать:  Возражения На Административное Исковое Заявление По Кас Рф Образец

Резерв по сомнительным долгам может быть использован организацией лишь на покрытие убытков от безнадежных долгов, признанных таковыми в порядке, установленном ст. 266 НК РФ (п. 4 ст. 266 НК РФ).

Если при статистическом способе полученная величина резерва больше величины резерва, созданного на последнее число предыдущего квартала (месяца), то надо включить разницу между ними в прочие расходы (доначислить резерв). Если же меньше — включить разницу между ними в прочие доходы (восстановить резерв).

Резерв на погашение сомнительных долгов и его отражение в БУ и НУ

  1. Согласно разъяснениям Минфина РФ, постановлений ВАС, Конституционного суда в составе резервного фонда учитывается сумма НДС, неполученного от закупщиков, давальцев и заказчиков.
  2. Недопустимо учитывать в составе сомнительных дебиторских недоимок величину авансовых платежей по предстоящим поставкам, даже если вероятность исполнения обязательств дебитором мала.
  3. Резерв покрывает исключительно безнадежные долги, в том числе по решению госорганов, при ликвидации должника, завершению искового срока. При применении последнего основания важно исключить все попытки контрагента признать существование недоимок.
  4. Исключение неплательщика из госреестра по упрощенной схеме приравнивается к ликвидации и является фактором признания указанной суммы долга безнадежной и подлежащей списанию. Поэтому кредитор вправе учесть дебиторку контрагента в составе расходов, уменьшающих налогооблагаемую базу.

На практике отсутствие ресурсов для покрытия необеспеченных недоимок на предприятии с малыми оборотами не наносит существенного вреда финансовой стабильности. Контролирующие органы вынесут замечание только, если сведения бухгалтерской или налоговой отчетности существенно исказятся. Большие компании должны соблюдать требования законодательства и формировать резервный фонд.

Порядок оформления и учета резервов по сомнительным долгам

В международной практике обычно резерв по сомнительной задолженности является суммой двух частей: специальной (составленная для возмещения обязательств конкретных дебиторов) и общей (величина которой формируется на основе анализа прошлого опыта финансово-хозяйственной деятельности: сколько в среднем за период функционирования составлял резерв по сомнительной задолженности).

Российское законодательство по бухучету обязывает предпринимателя создавать резервы по сомнительным долгам: если руководитель предприятия мыслит стратегически и задумывается о будущем своего дела, то он должен подстраховаться и создать фонд, из которого будет погашаться дебиторская задолженность, не выплаченная должником. Этот резерв подлежит вычету из суммы дебиторской задолженности фирмы при составлении отчетности для акционеров и проверяющих органов, таким образом достигается наиболее точное отражение финансового состояния компании.

Что подразумевается под резервом по сомнительным долгам

Правовые акты по ведению бухгалтерского учета не дают строго регламента по его созданию, организация должна сама определить свою учетную политику и закрепить ее при создании резерва по сомнительным долгам. В политике можно установить порядок создания дебиторской задолженности на всю задолженность, а в налоговом учете можно его и не формировать, так как это создает трудности для бухгалтера по подсчету сроков.

В результате коммерческой деятельности нельзя исключать дебиторскую задолженность, возникающую в результате неисполнения своих обязательств по оплате товара, предоставленных услугах партнерами предприятия. Ведение любой коммерческой деятельности сопряжено с разного рода рисками, одним из которых может быть невозможность партнеров платить по своим счетам.

Организация создает резервы по сомнительным долгам в бухгалтерском и налоговом учете

В силу п. 70 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденного приказом Минфина России от 29.07.1998 N 34н (далее — Положение N 34н) организация обязана создавать резервы сомнительных долгов в случае признания дебиторской задолженности сомнительной с отнесением сумм резервов на финансовые результаты организации.
Сомнительной считается дебиторская задолженность организации, которая не погашена или с высокой степенью вероятности не будет погашена в сроки, установленные договором, и не обеспечена соответствующими гарантиями.
Величина резерва определяется отдельно по каждому сомнительному долгу в зависимости от финансового состояния (платежеспособности) должника и оценки вероятности погашения долга полностью или частично.
Если до конца отчетного года, следующего за годом создания резерва сомнительных долгов, этот резерв в какой-либо части не будет использован, то неизрасходованные суммы присоединяются при составлении бухгалтерского баланса на конец отчетного года к финансовым результатам.
За счет резерва списываются дебиторская задолженность, по которой истек срок исковой давности, другие долги, нереальные для взыскания (п. 77 Положение N 34н).
Согласно п. 3 ПБУ 21/2021 «Изменения оценочных значений» величина резерва по сомнительным долгам является оценочным значением.
Величина дебиторской задолженности показывается в бухгалтерском балансе за вычетом суммы резервов по сомнительным долгам, что позволяет отражать реальное финансовое состояние организации.
В письме Минфина России от 27.01.2021 N 07-02-18/01 разъяснено, что в соответствии с Положением N 34н организация создает резервы сомнительных долгов в случае признания дебиторской задолженности сомнительной с отнесением сумм резервов на финансовые результаты организации. Согласно п. 6 ПБУ 1/2021 «Учетная политика организации» учетная политика должна обеспечивать, наряду с другими требованиями, большую готовность к признанию в бухгалтерском учете расходов и обязательств, чем возможных доходов и активов, не допуская создания скрытых резервов (требование осмотрительности). Резервы образуются в тех случаях, когда по оценке организации существует вероятность полной или частичной неоплаты сомнительной задолженности. Однако, если на отчетную дату у организации имеется уверенность в получении оплаты какой-то конкретной просроченной дебиторской задолженности, создание резерва по данному долгу может рассматриваться как создание скрытых резервов.
Порядок формирования резервов (в частности, периодичность их создания), а также критерии оценки сомнительности задолженности нормативно не урегулированы.
Вместе с тем п. 7 ПБУ 1/2021 «Учетная политика организации» позволяет организации самостоятельно разработать способ ведения бухгалтерского учета и закрепить его в учетной политике, если по конкретному вопросу в нормативных правовых актах не установлены такие способы, учитывая при этом нормы российского бухгалтерского законодательства.
По мнению И.Р. Сухарева, начальника отдела методологии бухгалтерского учета и отчетности Минфина России, в связи с тем, что резерв по дебиторской задолженности является элементом ее оценки, он должен контролироваться в рамках инвентаризации дебиторской задолженности (смотрите интервью чиновника журналу «Российский налоговый курьер», N 4, февраль 2021 г.).
Отметим, что на основании ч. 3 ст. 11 Федерального закона от 06.12.2021 N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» случаи, сроки и порядок проведения инвентаризации, а также перечень объектов, подлежащих инвентаризации, определяются экономическим субъектом, за исключением обязательного проведения инвентаризации.
Таким образом, организация создает резерв при выявлении в ходе инвентаризации сомнительной дебиторской задолженности. При этом периодичность проведения инвентаризации (создания резервов) определяется организацией самостоятельно (например, ежеквартально).
Ограничений по максимальному размеру создаваемого в бухгалтерском учете резерва по сомнительным долгам не предусмотрено.
Отчисления в резервы по сомнительным долгам являются прочими расходами (п. 11 ПБУ 10/99 «Расходы организации»).

Интересно почитать:  Со скольки лет в россии продают зажигалки

Создание резерва по сомнительным долгам в целях налогообложения прибыли не обязательно для организаций, они лишь вправе его создавать.
В соответствии с пп. 7 п. 1 ст. 265 НК РФ в состав внереализационных расходов включаются расходы налогоплательщика, применяющего метод начисления, на формирование резервов по сомнительным долгам (в порядке, установленном ст. 266 НК РФ). Суммы отчислений в резервы включаются в состав внереализационных расходов на последнее число отчетного (налогового) периода (п. 3 ст. 266 НК РФ).
В отличие от Положения N 34н, в НК РФ четко прописан порядок формирования резерва по сомнительным долгам.
Согласно п. 1 ст. 266 НК РФ сомнительным долгом признается любая задолженность перед налогоплательщиком, возникшая в связи с реализацией товаров, выполнением работ, оказанием услуг, в случае, если эта задолженность не погашена в сроки, установленные договором, и не обеспечена залогом, поручительством, банковской гарантией.
Причем при наличии у налогоплательщика перед контрагентом встречного обязательства (кредиторской задолженности) сомнительным долгом признается соответствующая задолженность перед налогоплательщиком в той части, которая превышает указанную кредиторскую задолженность налогоплательщика перед этим контрагентом.
Пунктом 4 ст. 266 НК РФ установлено, что сумма резерва по сомнительным долгам определяется по результатам проведенной на последнее число отчетного (налогового) периода инвентаризации дебиторской задолженности и исчисляется в зависимости от срока сомнительного долга:
— на задолженность с просрочкой до 45 дней резерв не создается;
— при просрочке от 45 до 90 календарных дней резерв создается в размере 50%;
— по сомнительной задолженности со сроком возникновения свыше 90 календарных дней в сумму создаваемого резерва включается полная сумма выявленной на основании инвентаризации задолженности.
При этом сумма создаваемого резерва, исчисленного по итогам налогового периода, не может превышать 10% от выручки за указанный налоговый период, определяемой в соответствии со ст. 249 НК РФ. При исчислении резерва в течение налогового периода по итогам отчетных периодов его сумма не может превышать большую из величин — 10% от выручки за предыдущий налоговый период или 10% от выручки за текущий отчетный период.
Резерв по сомнительным долгам используется организацией лишь на покрытие убытков от безнадежных долгов, признанных таковыми в порядке, установленном ст. 266 НК РФ.
Разница между суммой резерва, исчисленного на конец текущего отчетного (налогового) периода, и его остатком подлежит включению в состав внереализационных доходов или расходов налогоплательщика (п. 5 ст. 266 НК РФ).
Как видим, порядок определения резерва по сомнительным долгам и использование данного резерва отличаются от аналогичных правил для бухгалтерского учета. В отличие от бухгалтерского учета, налоговым законодательством установлено дополнительное ограничение на величину резерва.
В силу ст. 313 НК РФ, если в регистрах бухгалтерского учета содержится недостаточно информации для определения налоговой базы в соответствии с требованиями настоящей главы, налогоплательщик вправе самостоятельно дополнять применяемые регистры бухгалтерского учета дополнительными реквизитами, формируя тем самым регистры налогового учета, либо вести самостоятельные регистры налогового учета.
Данные налогового учета должны отражать порядок формирования суммы доходов и расходов, порядок определения доли расходов, учитываемых для целей налогообложения в текущем налоговом (отчетном) периоде, сумму остатка расходов (убытков), подлежащую отнесению на расходы в следующих налоговых периодах, порядок формирования сумм создаваемых резервов, а также сумму задолженности по расчетам с бюджетом по налогу.

Резерв по сомнительным долгам

До начала налогового года нужно определиться, будет ли создавать предприятие резерв, или нет. Внесение изменений в учет в процессе текущего периода запрещено. Основная цель инвентаризации –определить сроки по просрочкам долгов. После чего, рассчитывается сумма просрочки, определяется сомнительной, безнадежной, или реструктуризированной.

Благодаря резерву на просроченные выплаты, возможно уменьшение налогов, ведь организация недополучает прибыль за оказанные услуги, или отгруженный товар, также нарушаются сроки договоров, причем на долги нет никакой гарантии от банка, поручителей, или залога.

Резерв по сомнительным долгам в бухгалтерском и налоговом учете 2021

Ошибка, которая не влияет на налог. Компания полностью записала в резерв сомнительный долг, который образовался менее 90 календарных дней назад. Этим она нарушила пункт 4 статьи 266 НК РФ. Инспекторы уменьшили резерв и доначислили налог за год. Но они не учли, что компания включила долг в резерв только по итогам полугодия. На расходах за девять месяцев и за год ошибка не отразилась. УФНС решило, что компания расходы не завысила.

Все организации без исключения обязаны создавать в бухучете резервы по сомнительным долгам на случай признания дебиторской задолженности сомнительной. При расчете необходимо учитывать всех дебиторов, в том числе поставщиков по выданным авансам и заемщиков.

Ссылка на основную публикацию