Возмещение По Больничным Является Ли Доходом Предприятия

КонсультантПлюс: Форумы

В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2003 г. N 670-р Министерство труда и социального развития Российской Федерации по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации постановляет:
———————————
Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 21, ст. 2055.

1. Порядок исчисления среднего заработка для определения размера пособия по безработице и стипендии, выплачиваемой гражданам в период профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации по направлению органов службы занятости (далее именуется — Порядок), определяет правила исчисления средней заработной платы (среднего заработка) для случаев определения ее размера, предусмотренных Законом Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации» , а именно:
———————————
Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 17, ст. 1915.

УСН: уменьшаем налог на взносы в ФСС и больничные

Исчисленный авансовый платеж (налог при УСН) можно уменьшить (Пункт 3 ст. 346.21 НК РФ):
— на сумму уплаченных взносов в пределах исчисленных сумм (пенсионных взносов, взносов в ФСС в связи с болезнью и материнством и «на травматизм», взносов на медстрах);
— на сумму пособий по болезни, выплаченных работникам за счет средств работодателя (Пункт 5.9 Порядка заполнения налоговой декларации по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, утв. Приказом Минфина России от 22.06.2009 N 58н).
При этом авансовый платеж (налог) не может быть уменьшен более чем на 50%. Как нам разъяснил специалист ФНС России Анатолий Николаевич Мельниченко, при зачете выплаченных пособий в счет уплаты взносов у «доходных» упрощенцев применяется такой же порядок, как и у «доходно-расходных» упрощенцев. Следовательно, в уменьшение авансового платежа (налога) можно принять всю сумму начисленных в ФСС взносов, если она меньше выплаченных пособий.

А далее возможны два варианта.
Вариант 1. Вы должны ФСС. Если в каких-то месяцах сумма выплаченных больничных не перекрывает сумму начисленных взносов, то вам нужно перечислить в ФСС разницу. Ее надо отразить в Книге учета доходов и расходов на дату перечисления взносов. То есть в итоге вы все равно учтете в расходах все начисленные взносы.
Вариант 2. Вам должен ФСС. Если сумма выплаченных больничных каждый месяц больше суммы начисленных взносов, то в ФСС ничего перечислять не нужно. В этом случае вы можете попросить возмещение из ФСС.
При этом в расходах можно учесть всю начисленную сумму страховых взносов. И ее лучше отразить в Книге учета доходов и расходов на последний день квартала.
А когда вы получите на расчетный счет возмещение из ФСС, его не нужно будет включать в доходы. О том, что в этом случае упрощенец не получает никакой экономической выгоды, Минфин и налоговая служба говорили еще в 2005 г. (Статья 41 НК РФ; Письмо ФНС России от 15.06.2005 N ГИ-6-22/488@; Письма Минфина России от 04.07.2005 N 03-11-04/2/11, от 21.06.2005 N 03-11-04/1/2). И как нам подтвердил Анатолий Николаевич Мельниченко, эта позиция актуальна и сейчас.

Возмещение от ФСС

Принципы определения доходов установлены ст. 41 НК РФ: в соответствии с НК РФ доходом признается экономическая выгода в денежной или натуральной форме, учитываемая в случае возможности ее оценки и в той мере, в которой такую выгоду можно оценить, и определяемая в соответствии с главами «Налог на доходы физических лиц» и «Налог на прибыль организаций» НК РФ. При определении объекта налогообложения по налогу, уплачиваемому при применении УСН, учитываются доходы, определяемые по правилам главы 25 НК РФ (ст. 346.15 НК РФ). Однако, поскольку в главе 25 НК РФ не определен статус возмещения от ФСС России, придется ограничиваться общими рассуждениями.

Предприятие работает на УСН с объектом налогообложения «доходы». До 2010 г. все пособия по декретному отпуску, единовременное пособие по рождению ребенка, пособие по уходу за ребенком до полутора лет возмещались за счет ФСС России и суммы поступивших от ФСС возмещений не включались в налоговую базу для расчета налога, уплачиваемого в связи с применением УСН.

Является ли возврат из ФСС доходом при УСН

Цитата (Письмо Минфина от 13 марта 2013 г. N 03-11-11/98 ): Вопрос: Подлежат ли налогообложению налогом, уплачиваемым в связи с применением УСН (объект налогообложения «доходы»), суммы, полученные от территориального органа ФСС РФ в счет возмещения расходов по социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, произведенных ИП?

«Пунктом 1 ч. 2 ст. 3» Закона N 255-ФЗ установлено, что пособие по временной нетрудоспособности в случаях, указанных в «п. 1 ч. 1 ст. 5» Закона N 255-ФЗ, выплачивается застрахованным лицам (за исключением застрахованных лиц, добровольно вступивших в правоотношения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в соответствии со «ст. 4.5» Закона N 255-ФЗ) за первые три дня временной нетрудоспособности за счет средств страхователя, а за остальной период начиная с 4-го дня временной нетрудоспособности за счет средств бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации.

УСН: уменьшаем налог на взносы в ФСС и больничные

Теперь поговорим о страховых взносах в ФСС. Если бы такие взносы перечислялись в Фонд, то в расходы они включались бы на дату их уплаты (Подпункт 7 п. 1 ст. 346.16, п. 2 ст. 346.17 НК РФ; п. 1 Письма ФНС России от 12.05.2010 N ШС-17-3/210). В рассматриваемом же случае взносы в Фонд не перечисляются. В счет их уплаты зачитывается выплаченное пособие. Тем не менее в этом случае страховые взносы вы все равно можете учесть в расходах.

Интересно почитать:  Расчет Земельного Налога Для Физических Лиц 2019

Из авторитетных источников
Мельниченко А.Н., государственный советник РФ 1 класса
«Данное Письмо ФНС России не было предназначено для применения налоговыми органами и налогоплательщиками. Оно было направлено исключительно в адрес Минфина России. И Минфин не разделяет изложенную в этом Письме позицию касательно уменьшения упрощенцами с объектом «доходы» суммы налога (авансового платежа) на всю сумму выплаченных пособий по болезни. Ведь в этом случае не учтена ситуация, когда сумма выплаченных страхователем пособий по болезни может превышать исчисленную сумму страховых взносов в ФСС за соответствующий период.
Поэтому пока упрощенец может уменьшить авансовый платеж (налог за год) только на сумму пособий, которые он выплачивает работникам за счет собственных средств (то есть за 3 дня болезни), и на сумму пособий, выплаченных работодателем за счет средств ФСС в пределах начисленных сумм страховых взносов за соответствующий период».

УСН: страховые взносы и больничные – это расход

Как нам разъяснили в Минфине (см. журнал «Главная книга», 2015, № 4, с. 62), расходы на выплату пособий в пределах начисленных сумм взносов за соответствующий отчетный (расчетный) период по сути являются уплаченными работодателями страховыми взносами в ФСС за этот период. А значит, их можно учесть в расходах в качестве уплаченных взносо При этом в их целесообразно отражать в последний день отчетного (налогового) периода (то есть на последнее число каждого квартала). Это объясняется тем, что:

Так что в расходах при УСН вы можете учесть только пособие по болезни и только за первые 3 дня. То есть именно то, на что вы потратили свои деньги. Пособия по болезни за эти 3 дня вы включаете в расходы в день их выплаты работникам и отражаете в графе 5

Как учесть больничное пособие при налогообложении (ОСНО)

  • на сумму пособия, начисленного за счет собственных средств (5317,80 руб.);
  • на сумму доплаты к пособию за счет собственных средств (356,20 руб.);
  • на суммы страховых взносов и взносов на страхование от несчастных случаев и профзаболеваний (10,33 руб. + 78,36 руб. + 18,17 руб. + 0,71 руб. = 107,57 руб.).

С сумм доплат начислите взносы на обязательное пенсионное (социальное, медицинское) страхование, взносы на страхование от несчастных случаев и профзаболеваний (ч. 1 ст. 7 и п. 1 ч. 1 ст. 9 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ, п. 1 ст. 20.1, подп. 1 п. 1 ст. 20.2 Закона от 24 июля 1998 г. № 125-ФЗ).

Об отсутствии необходимости учитывать в доходах по УСН суммы, полученные от ФСС в счет возмещения расходов по социальному страхованию

В соответствии с п. 1 ст. 346.15 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) налогоплательщики, применяющие упрощенную систему налогообложения, при определении объекта налогообложения учитывают доходы от реализации, определяемые на основании ст. 249 Кодекса, и внереализационные доходы, определяемые на основании ст. 250 Кодекса. Доходы, предусмотренные ст. 251 Кодекса, при определении налоговой базы не учитываются.

Согласно ст. 3 Закона N 255-ФЗ финансовое обеспечение расходов на выплату страхового обеспечения застрахованным лицам осуществляется за счет средств бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации, а также за счет средств страхователя в случаях, предусмотренных п. 1 ч. 2 данной статьи.

Ответы на вопросы посетителей сайта по УСН (часть 1)

В связи с этим налогоплательщики, применяющие упрощенную систему налогообложения и систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности, должны распределять общехозяйственные расходы в указанном выше порядке.

В соответствии с пунктом 2.7 Порядка заполнения Книги учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, утвержденного приказом Минфина России от 30.12.2005 № 167н (далее — Книга учета доходов и расходов), налогоплательщик в графе 5 «Расходы, учитываемые при исчислении налоговой базы» отражает расходы, указанные в статье 346.16 НК РФ. При этом, графа 5 заполняется налогоплательщиком, выбравшим в качестве объекта налогообложения «доходы, уменьшенные на величину расходов».

Средства, поступающие от ФСС для оплаты пособий по временной нетрудоспособности, в связи с материнством и др, в доходы не включаются

Согласно ст. 3 Закона № 255-ФЗ финансовое обеспечение расходов на выплату страхового обеспечения застрахованным лицам осуществляется за счет средств бюджета ФСС РФ. При этом только пособие по временной нетрудоспособности выплачивается застрахованным лицам за первые 3 дня временной нетрудоспособности за счет средств работодателя, а за остальной период начиная с 4-го дня временной нетрудоспособности — за счет средств бюджета ФСС РФ. Другие пособия полностью финансируются ФСС РФ.

Средства, полученные работодателем от территориального органа Фонда социального страхования РФ в возмещение произведенных расходов по социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, не является экономической выгодой налогоплательщика. Указанные средства не включаются в состав доходов при определении налоговой базы по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения.

Возмещение По Больничным Является Ли Доходом Предприятия

В рассматриваемой ситуации организация, участвующая в пилотном проекте ФСС, на основании п. 3 Положения сначала произвела расходы на осуществление предупредительных мер, а затем получила от ФСС денежные средства в качестве возмещения произведенных расходов. Расходы на оплату предупредительных мер были отнесены организацией на соответствующие счета бухгалтерского учета (20, 23, 26), то есть учтены в составе расходов по обычным видам деятельности (п.п. 5, 7 ПБУ 10/99 «Расходы организации» (далее — ПБУ 10/99)).
Поскольку в соответствии с Положением территориальный орган ФСС РФ принимает решение о возмещении организации-страхователю расходов на предупредительные меры уже после того, как эти расходы фактически понесены, полагаем, что организация вправе до принятия такого решения признать данные расходы в бухгалтерском учете в силу п. 16 ПБУ 10/99.
В связи с тем, что средства государственных внебюджетных фондов являются составной частью бюджетной системы РФ (абзацы второй, третий ст. 10, ст. 13 Бюджетного кодекса РФ), полагаем, что перечисляемые организации средства ФСС РФ, имеющие целевое назначение (в данном случае — предназначенные на возмещение затрат организации на финансирование предупредительных мер), следует отражать в бухгалтерском учете как государственную помощь (п.п. 1, 4 и 15 ПБУ 13/2000 «Учет государственной помощи» (далее — ПБУ 13/2000)). Пункт 4 ПБУ 13/2000 содержит открытый перечень форм государственной помощи, в отношении которых применяется этот нормативный акт.
Инструкцией по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, утвержденной приказом Минфина России от 31.10.2000 N 94н (далее — Инструкция), для обобщения информации о движении бюджетных средств предназначен счет 86 «Целевое финансирование». Средства целевого назначения, полученные в качестве источников финансирования тех или иных мероприятий, отражаются по кредиту счета 86 в корреспонденции со счетом 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами».
При этом ПБУ 13/2000 предусматривает варианты отражения принятых к бухгалтерскому учету бюджетных средств в том числе в зависимости от периода осуществления расходов.
Так, в п. 10 ПБУ 13/2000 указано, что бюджетные средства, предоставленные в установленном порядке на финансирование расходов, понесенных организацией в предыдущие отчетные периоды, отражаются как возникновение задолженности по таким средствам и увеличение финансового результата организации как прочие доходы (отражаемые в соответствии с Инструкцией по кредиту счета 91). То есть в данном случае бюджетные средства отражаются в учете без применения счета 86 «Целевое финансирование».
Заметим, понятие отчетного периода применимо как для годовой, так и для промежуточной бухгалтерской отчетности. Промежуточная бухгалтерская (финансовая) отчетность составляется экономическим субъектом в случаях, когда законодательством РФ, нормативными правовыми актами органов государственного регулирования бухгалтерского учета, договорами, учредительными документами экономического субъекта, решениями собственника экономического субъекта установлена обязанность ее представления (части 3-5 ст. 13, ст. 15 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете»).
Таким образом, если в рассматриваемой ситуации средства, поступающие от ФСС РФ в виде возмещения расходов организации на предупредительные меры, предназначены для финансирования расходов, относящихся к прошедшему отчетному периоду (за который организацией составлялась промежуточная бухгалтерская отчетность), операции по поступлению от ФСС РФ таких средств могут быть отражены в учете следующим образом:
Дебет 76, субсчет «Расчеты с ФСС РФ по предупредительным мерам» Кредит 91, субсчет «Прочие доходы»
— сумма расходов на предупредительные меры одобрена территориальным органом ФСС РФ (отражена задолженность ФСС РФ);
Дебет 51 Кредит 76, субсчет «Расчеты с ФСС РФ по предупредительным мерам»
— отражено поступление сумм возмещения из бюджета ФСС РФ оплаченных организацией предупредительных мер.
В отношении бюджетных средств, которые получены на финансирование расходов, не относящихся к прошедшему отчетному периоду, возникает необходимость использования счета 86 «Целевое финансирование».
Пунктом 7 ПБУ 13/2000 предусмотрены два возможных варианта отражения бюджетных средств в бухгалтерском учете получателя:
1) возникновение целевого финансирования и задолженности по этим средствам. По мере фактического получения средств соответствующие суммы уменьшают задолженность и увеличивают счета учета денежных средств.
Бухгалтерские записи в таком случае могут быть следующими:
Дебет 76 Кредит 86
— отражено возникновение целевого финансирования (отражена задолженность ФСС РФ по возмещению расходов на предупредительные меры);
Дебет 51 Кредит 76
— отражено получение бюджетных средств (возмещения ФСС) на расчетный счет;
2) бюджетные средства признаются в бухгалтерском учете по мере фактического получения ресурсов, в частности денежных средств. В таком случае с возникновением целевого финансирования увеличиваются счета учета денежных средств, что сопровождается проводкой:
Дебет 51 Кредит 86
— отражено возникновение целевого финансирования.
На основании п. 7 ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации» получатель бюджетных средств вправе самостоятельно выбрать вариант их учета, закрепив его в учетной политике.
Согласно п. 8 ПБУ 13/2000 бюджетные средства списываются со счета учета целевого финансирования как увеличение финансовых результатов организации. Эти суммы отражаются в составе прочих доходов как активы, полученные безвозмездно (п. 21 ПБУ 13/2000).
В соответствии с п. 9 ПБУ 13/2000 суммы бюджетных средств на финансирование текущих расходов должны списываться со счета 86 в периоды признания расходов, на финансирование которых они предоставлены.
При этом целевое финансирование признается в качестве доходов будущих периодов (счет 98 «Доходы будущих периодов») в момент принятия к бухгалтерскому учету материально-производственных запасов, начисления оплаты труда и осуществления других расходов аналогичного характера с последующим отнесением на доходы отчетного периода при отпуске материально-производственных запасов в производство продукции, на выполнение работ (оказание услуг), начисления оплаты труда и осуществления других расходов аналогичного характера (смотрите также положения Инструкции о применении счетов 86 и 98).
Однако полагаем, что в случае, когда организация осуществила (признала) расходы на предупредительные меры в текущем отчетном периоде, то применять счет 98 не нужно.
В таких случаях использование целевого финансирования отражается одновременно с признанием прочего дохода:
Дебет 86 Кредит 91, субсчет «Прочие доходы».

Интересно почитать:  Всероссийское Общество Ветеранов Боевых Действий

По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
Если средства, поступающие от ФСС РФ в виде возмещения расходов организации на предупредительные меры, предназначены для финансирования расходов, относящихся к прошедшему отчетному периоду (за который организацией составлялась промежуточная бухгалтерская отчетность), операции по поступлению от ФСС РФ таких средств могут быть отражены в учете без применения счета 86 «Целевое финансирование».
Средства, выделенные территориальным органом ФСС РФ в качестве возмещения понесенных страхователем расходов, могут быть включены в состав внереализационных доходов на дату их зачисления на расчетный счет. Соответственно, организации не нужно будет корректировать налоговую базу по налогу на прибыль в отношении учтенных ранее в налоговом учете расходов на предупредительные меры.

Облагается ли больничный лист (больничный) НДФЛ

Ответ на вопрос, облагать ли больничный лист НДФЛ, содержится в п. 1 ст. 217 НК РФ. Пособие по временной нетрудоспособности исключено из перечня выплат, необлагаемых НДФЛ. Поскольку документом, подтверждающим нетрудоспособность работника, является листок нетрудоспособности, то производится расчет НДФЛ с больничного листа.

Но вот при определении порядка иногда у бухгалтеров возникают сомнения, удерживать ли НДФЛ с больничного листа как при обложении зарплаты, или есть отличия? Отметим, что удержание здесь проводится в особом порядке, отличном от удержаний с заработной платы сотрудника.

Ссылка на основную публикацию