В течение длительного времени в римском праве существовали серьезные ограничения правоспособности для женщин. В республиканский период женщины находились под постоянной опекой домовладыки, мужа или ближайшего родственника. В дальнейшем существующие ограничения были ослаблены, но равноправие не было достигнуто.
Содержание
- 1 Субъекты римского права
- 2 Доступ ограничен
- 3 Правоспособность лиц в римском частном праве
- 4 Способность лица в римском частном праве
- 5 Правоспособность и дееспособность в римском праве
- 6 Правоспособность и дееспособность в римском праве
- 7 Правоспособность и дееспособность римских граждан
- 8 Семейное состояние
- 9 Семейное состояние как элемент правоспособности в римском праве
- 10 Семейное состояние как элемент правоспособности в римском праве
- 11 Persona как субъект права
- 12 Правоспособность и дееспособность физических лиц
- 13 Правоспособность и ее составные элементы
- 14 САМЫЙ БОЛЬШОЙ БАНК РЕФЕРАТОВ
- 15 Семейное состояние как элемент правоспособности в римском праве
Субъекты римского права
«Просмотр реестра» на сайте http://nap.rkn.gov.ru/reestr/
Доступ ограничен
Содержание правоспособности Определяющее условие правоспособности человека — состояние свободы. Применительно к нему римское общество делилось на две категории — свободных (liberi) и рабов (servi). «Главное разделение в праве лиц состоит в том, что все люди или свободные, или рабы» (Гай. Инструкции, 1, 9). Правоспособными признавались только свободные. Рабы, не имевшие статуса свободы, были не субъектами, а объектами прав. «Servi res sunt», «рабы суть вещи», — резюмировал их положение Ульпиан. В период Поздней республики и империи в жесткий принцип неправоспособности рабов вносятся некоторые смягчающие элементы. Вместе с тем не все свободные были одинаково правоспособными. Этим качеством в древнейшее время обладали лишь римляне носители статуса гражданства. Неримляне (чужеземцы), хотя и были свободными, но правоспособности ни в одной из сфер деятельности человека не имели и даже считались врагами (hostis), в связи с чем имущество их могло быть захвачено, а сами они обращены в рабство. Потребности торгового оборота издавна вызвали к жизни институт клиентеллы, в соответствии с которым чужеземец в результате специального соглашения становился клиентом римлянина (патрона). Последний от собственного имени (т.е. не как представитель) совершал в интересах клиента разнообразные правовые действия: заключал сделки, выступал в римском суде и т.п. Исполнение обязанностей патроном обеспечивалось средствами сакрального права (религии): недобросовестный патрон, как вызвавший гнев богов, ставился вне охраны закона. Дальнейшее развитие международных экономических связей обусловило тенденцию постепенного предоставления иностранцам элементов правоспособности в частноправовых отношениях, которая в конце концов имела своим следствием забвение статуса гражданства как предпосылки правоспособности в сфере частного права. Примечальными вехами на пути этой эволюции были законы Юлия и Папириа I в. до н.э., предоставившие римское гражданство всему населению Италии, а также эдикт Каракаллы 212 г. о гражданстве — для всей империи в целом. Таким образом, в период империи уже утвердилось равенство свободных частных лиц независимо от их национальной принадлежности, зафиксированное в Кодификации Юстиниана. Предпосылкой правоспособности в сфере частного права является определенное положение человека в семье, что вытекает из разделения членов римской семьи (familiae) на две категории:= «лиц своего права» (persona sui juris) и= «лиц чужого права» (persona alieni juris). К первой категории относились главным образом отцы фамилии (pater familias), ко второй — все остальные ее члены. Причем не требовалось, чтобы патер-фамилиас реально был отцом семьи. Необходимо лишь, чтобы он не подчинялся кому-либо в семейном порядке. Это разделение не имеет значения в области публичного права. Члены семьи, если они обладали двумя другими статусами, могли голосовать в комициях и занимать любые должности. Только патерфамилиас был носителем полной правоспособности и единственным субъектом всех имущественных прав. Члены семьи, будучи лицами, т.е. субъектами прав, могли совершать различные юридические действия, например, заключать договоры по приобретению имущества. Но все их приобретения становились собственностью патерфамилиас. В древнейшую эпоху его власть (manus) была абсолютной — над членами семьи, рабами, вещами. В дальнейшем в связи с развитием товарного производства власть патерфамилиас дифференцируется, и термин «manus», отражая происходившие социальные процессы, обозначает власть над женой. Для обозначения власти над детьми и рабами появляются другие термины — patria patestas и dominica patestas соответственно. Терминонологические новеллы проистекали из наметившейся тенденции признания правовой самостоятельности членов семьи. Процесс этот был постепенным, и к концу существования римского государства «лица чужого права» получили значительные имущественные права, а власть патерфамилиас стала весьма скромной. Тем не менее, римляне не смогли окончательно отказаться от его фигуры, и в Кодификации Юстиниана вполне правоспособными признаются только «лица своего права».
Правоспособность лиц в римском частном праве
К первой категории относились главным образом отцы фамилии (pater familias), ко второй — все остальные ее члены. Причем не требовалось, чтобы патер-фамилиас реально был отцом семьи. Необходимо лишь, чтобы он не подчинялся кому-либо в семейном порядке. Это разделение не имеет значения в области публичного права. Члены семьи, если они обладали двумя другими статусами, могли голосовать в комициях и занимать любые должности. Только патерфамилиас был носителем полной правоспособности и единственным субъектом всех имущественных прав. Члены семьи, будучи лицами, т.е. субъектами прав, могли совершать различные юридические действия, например, заключать договоры по приобретению имущества. Но все их приобретения становились собственностью патерфамилиас. В древнейшую эпоху его власть (manus) была абсолютной — над членами семьи, рабами, вещами.
Способность лица в римском частном праве
В соответствии сцивильным правом правоспособностью обладало, только лицо, имеющий статусгражданина Рима. Взятый в плен римлянин становился рабом и при этом он терял нетолько свободу, но и правоспособность, и римское гражданство. Именно по этомуесли лицо умерло в плену, то его имущество не могло быть наследуемо ни позакону, ни по завещанию (завещание прекращало своё действие с момента попаданиялица в плен). Конечно это было несправедливо в отношении наследников пленного ипоэтому закон Корнелия введена фикция, в соответствии с которой умерший в пленусчитался умершим в момент попадания в плен, т.е. в тот момент, когда он был ещёсвободен и являлся гражданином Рима. Основаниями capitisdeminutio media(утрата гражданства) были все указанные выше основания утраты римскогогражданства. Основаниями capitisdeminutio minima(изменения семейного состояния) были обстоятельства, привившие старые иустанавливавшие новые семейные связи. Сюда относились обстоятельства,вследствие которых personasui iurisстановилась personaalieni iuris:вступление женщины suiiuris в брак cummanu arrogatioузаконенные.Сюда же относились обстоятельства, в силу которых лицо alieniiuris переходило из- пододной семейной власти под другую: вступление дочери в брак, так же переходило(в кабалу). Capitisdeminutio minimaимела место и тогда, когда сын становился personasui iurisс освобождением его от mancipiumпосле третьей его продажи, а ровно в тех случаях, когда становился personasui iurisдочь или внук, освобожденные из mancipiumпосле первой продажи их. Очевидно, что в трёх последних случаях, когда Capitisdeminutio не только не былагражданской смертью, но и не означала умаления гражданской личности, наоборотона была расширением правоспособности сыны, внука дочери. Тем не менее,первоначальная концепция сapitisdeminutio как гражданской смертипроявлялась всегда в регулировании последствий сapitisdeminutio, в том числе и Capitisdeminutio minima.В сфере личных правоотношений всякая сapitisdeminutio (утратаправоотношений) влекла за собою прекращение для сapitеminutes агнатическогородства с его прежними агнатами. Наоборот, когнатическое родство оставалось всиле. Manus отпадала, но бракпродолжал существовать в качестве брака sinemanu, по крайней мере, в случаях сapitusdeminutio minima,ибо ни рабы, не прегрины не могли состоять в римском браке. Понятно, чтовытеснением агнатического родства, родством когнатическим и брака cummanu браком sinemanu практическое значение сapitisdeminutio в сфере личныхотношений почти отпало. Постепенно изменилось первоначальное значение сapitisdeminutio для сферы отношенийимущественных. По первоначальной концепции сapitisdeminutio означало утрату лицомвсего имущества: право входившие в состав этого имущества, переходили к тому,по почину кого происходила сapitisdeminutio: к кредиторам, которыепродавали должника в рабство transTiberim, к государству,которое продавало рабство или лишало римского гражданства в наказание заопределенные деяния, к усыновителю или мужу при arrogationили совершении брака cummanu. «Обязанности же лица suiiuris, подвергавшегося сapitisdeminutio, считалисьпрекратившимися. Тоже происходило и с обязанностями лица alieniiuris, которое, как ужеуказано, приобретало имущественные права только для paterfamilias,но постепенно тало признаваться в некоторых пределах субъектом имущественныхобязанностей. Многочисленные исключения из этого общего правила:ответственность усыновителя или мужа по долга, входившим в состав наследств,открывшихся для усыновленного или для жены, ответственность самого capiteminutus поделикатным обязательствам не удовлетворяли потребностей гражданского оборота — сapitisdeminutio должника всегда моглатяжело отразиться на интересах кредиторов, требования которых возникали издоговоров. Поэтому претору пришлось разными правовыми способами обеспечитьпокрытие долгов capiteminutus ‘а. В случаях, когда сapitisdeminutio была следствием arrogationпретор предоставил кредиторам усыновленного actionde peculioпротив усыновления, как если бы последний выделил имущество усыновленному вкачестве пекулия. В остальных случаях сapitisdeminutio minimaпретор предоставлял кредиторам inintegrum restitution,в силу которой они были вправе предъявить иск к capiteminutus, причём долгипоследнего, если он стал alieniiuris, должен был покрытьновый носитель власти над ним под страхом утраты его имущества. В случаях сapitisdeminutio mediaили maxima претор, неприбегая к inintegrum restitution,давал кредитором иск против лица, к которому перешло имущество capiteminutus ‘а, а если это лицоуклонялось от ответственности, разрешал арестовать и продать это имущество.
Правоспособность и дееспособность в римском праве
Правовые институты правоспособности и дееспособности вызвали в Риме подробную регламентацию, имевшую особое значение для хозяйственного оборота в Риме, для закрепления и усилия эксплуатации рабов и малоимущих свободных, производившейся верхушкой рабовладельческого общества. Эти институты возникли из необходимости установить в возможно широком объёме права рабовладельцев на землю, обеспечить полную свободу эксплуатацию рабов и предоставить купцам действительную возможность распоряжаться товарами.
Правоспособность и дееспособность в римском праве
В классическом римском праве правовое положение вольноотпущенника определялось в зависимости от прав лица, отпустившего на волю: например, раб, отпущенный на свободу квиритским собственником, приобретал права римского гражданина, а отпущенный на свободу лицом, право собственности которого опиралось не на цивильное лицо, а на преторский эдикт, приобретал только латинское гражданство. При Юстиниане эти различия были сглажены: если манумиссия выполнена в соответствии с законом, вольноотпущенник становился римским гражданином.
Правоспособность и дееспособность римских граждан
Отсюда следует, что прочие члены семьи: супруга (uxor in manu mariti), дети (filii), дети сыновей и пр. являются лицами чужого права (persona alieni iuris), следовательно, объем их правоспособности значительно менее объема правоспособности отца семейства. Будучи свободными, обладая статусом гражданства, они, тем не менее, находятся в подчинении, и это налагает на их поведение существенные ограничения.
Семейное состояние
Другим видом была infamia — бесчестье. Инфамия наступала как следствие осуждения за уголовное преступление или особо порочащее частное правонарушение (например, по договору хранения или опеки), за нарушение правовых норм брака (например, вдова, вышедшая замуж до истечения года со дня смерти мужа). Инфамия наступала и для лиц, занимающихся позорной профессией (например, сводничеством). Лица, признанные personae infames, не могли представлять других в процессе и назначать представителя себе, вступать в законный брак со свободнорожденными, составлять завещания.
Семейное состояние как элемент правоспособности в римском праве
Телесные недостатки влияли только на те сферы деятельности, ко торые требуют наличия определенных физических возможностей. На пример, договор стипуляции совершался в форме устного вопроса и ответа, человек немой или глухой его заключить самостоятельно не мог.
Семейное состояние как элемент правоспособности в римском праве
Прекращалась правоспособность при смерти. В случае гибели родителей и детей, если дети малолетние, то они предполагались погибшими прежде, а совершеннолетние – позже родителей, если не доказано иное. В случае попадания в плен и возвращения – считался не терявшим правоспособности, если же умирал в плену, то считался умершим до пленения.
Persona как субъект права
В силу состояния свободы различались свободные и рабы; в силу состояния гражданства — римские граждане и другие свободные (латины, перегрины, вольноотпущенники); в силу семейного состояния — самостоятельные отцы семейств и подвластные какому-либо лицу. Полная правоспособность предполагала свободное состояние, римское гражданство и самостоятельное положение в семье.
Правоспособность и дееспособность физических лиц
Правоспособность обозначалась словом caput. Быть правоспособным значило caput habere. Отдельный человек для обладаний полной правоспособностью во всех областях политических, семейных и имущественных отношений должен был удовлетворять трояким требованиям: а) в отношении свободы: быть свободным, а не рабом; б) в отношении гражданства: принадлежать к числу римских граждан, а не чужеземцев; в) в семейном положении: не быть подчиненным власти главы семьи (patria potestas).
Правоспособность и ее составные элементы
Хотя закон говорил о дееспособности лиц с 14 (для девочек с 12) до 25 лет, им предоставлялось право обратиться к претору, чтобы последний дал возможность отказаться от заключенной сделки (так называемая реституция). Со II в. н. э. эти лица имели право требовать назначения для себя попечителя. В этом случае для действительности совершаемых ими сделок, с которыми было связано уменьшение имущества, требовалось согласие попечителя, которое последний мог дать в любое время. Без согласия попечителя лица в возрасте от 14 (12) до 25 лет могли вступать в брак и составлять завещания. Отсутствие дееспособности и ее ограничение было связано не только с возрастом. Признавались недееспособными душевнобольные и слабоумные. Для них назначался попечитель, равно как и для совершеннолетних, не достигших 25-летнего возраста. Признавались ограниченно дееспособными «расточители» и «бесчестные» лица. «Расточителями» признавались слабовольные лица, т.е. те, кто был не способен соблюдать необходимую меру в расходовании имущества, что создавало угрозу разорения. В силу этого сделки, связанные с уменьшением имущества этих лиц и установлением обязательства, а также составлением завещания совершались с участием попечителя.
САМЫЙ БОЛЬШОЙ БАНК РЕФЕРАТОВ
Ограничение правоспособности римского гражданина могло наступить вследствие умаления гражданской чести. Существовало несколько видов умаления гражданской чести, среди которых самым серьезным была предание бесчестью (infamia). Фактически ограничения правоспособности лица были непосредственно связаны с тем фактом, что гражданин утрачивал уважение в обществе в связи со своим неблаговидным поведением.